Опросы
Авторизация
Полезная информация
-
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Короткометражная комедия "Пёс Барбос и необычный кросс"
Режиссёр: Леонид Гайдай.
Сценарист: Леонид Гайдай. Оператор: Константин Бровин.
Композитор: Никита Богословский. Художник: Константин Степанов.
СССР. Производство: Мосфильм. 1961.
История трёх незадачливых браконьеров Труса, Балбеса и Бывалого. Собираясь глушить рыбу, Бывалый привязывает динамит к палке и бросает в воду. Пёс Барбос, наученный приносить палку, бросается за ней и приносит назад. Троица бросается прочь от динамита с дымящимся шнуром…
Премьера: 18 октября 1961.
Призы:
Диплом кинофестиваля в Сан-Франциско;
Особый приз от Лондонского кинематографического общества.
Герои фильма:
Трус (Георгий Вицин)
Балбес (Юрий Никулин)
Бывалый (Евгений Моргунов)
инспектор Рыбнадзора в лодке (Георгий Милляр)
В роли пса Барбоса пёс Брёх.
Рождение великой комедийной троицы
Прежде, чем найти свой фирменный стиль, режиссёр Леонид Гайдай испытал несколько неудач. Его первая комедия «Жених с того света» с Георгием Вициным и Ростиславом Пляттом в главных ролях была раскритикована киношным начальством. А героическая идеологически выдержанная киноповесть «Трижды воскресший» и вовсе провалилась в прокате. Супруга режиссёра Нина Гребешкова рассказывала, что после этого Гайдай был очень расстроен. Они уехали в отпуск к родителям в Иркутск. Там-то и родилась идея короткометражного фильма, ставшего поворотным в судьбе Леонида Иовича.
Разбирая хранящиеся на чердаке дома старые газеты и журналы, Гайдай наткнулся на номер «Правды», в котором был опубликован стихотворный фельетон Степана Олейника «Пёс Барбос». Собственно говоря, идея, использованная в фельетоне, была не нова. Сюжет с собакой, приносящей хозяину динамит, который он ранее забросил в воду, чтобы глушить рыбу, встречался в рассказах Генри Лоусона «Заряженная собака» (1901) и Джека Лондона «Лунный лик» (1906). Но в советской интерпретации он выглядел ближе, роднее, смешнее.
Сюжет тут же увлёк Леонида Гайдая. Он поделился им со своими родными, но те восприняли его скептически. Мол, что смешного в том, что три дурака бегают от собаки со взрывчаткой? И только Нина Гребешкова, знающая характер мужа, поддержала его.
Образы и прозвища героям своего будущего короткометражного фильма «Пёс Барбос и необычный кросс» Гайдай придумал сразу - Трус, Балбес и Бывалый. Под это и искались исполнители. Первым был утверждён хорошо знакомый режиссёру Георгий Вицин, который стал в фильме Трусом.
На роль Балбеса поначалу пробовался Сергей Филиппов. Однако из-за сильной загруженности он отказался. Тогда Вицин предложил Гайдаю обратить внимание на Юрия Никулина. К тому времени Никулин был известен, прежде всего, как цирковой клоун. В кино у него были лишь несколько небольших ролей: пиротехник-неудачник в мелодраме «Девушка с гитарой», Клячкин в комедии «Неподдающиеся» и Проша в киноповести «Яша Топорков». Никулин понравился Гайдаю с первого взгляда: «Вылитый Балбес!». По мнению режиссёра, артист был настолько смешон, что ему даже не требовался грим. Ему для усиления комического эффекта лишь наклеили длинные ресницы.
В поисках актёра на роль Бывалого просматривали Ивана Любезнова, Михаила Жарова и Михаила Пуговкина. Но никто из них не подошёл. Кандидатуру Евгения Моргунова Гайдаю предложил Иван Пырьев, возглавляющий создание киноальманаха «Совершенно серьёзно», в который в качестве одной из новелл должна была войти короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс». Единственной большой работой Моргунова к тому времени была сыгранная им ещё в 1948 году роль Геннадия Почепцова в «Молодой гвардии». Остальные почти четыре десятка (!) ролей – это были сплошь эпизоды, которые не могли принести ему какой-либо известности.
Четвёртым героем фильма стал пёс. Для съёмок была найдена цирковая дворняга пёс Брёх, уже имеющий опыт в кино. Брёх оказался со своенравным характером, и съёмки с ним давались нелегко. Особенно у него не сложились отношения с Моргуновым. Впрочем, и среди самих актёров взаимоотношения складывались непросто. Впоследствии, спустя годы это вылилось в конфликт между Никулиным и Моргуновым.
Короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс» снималась в Подмосковье, в живописных окрестностях посёлка Снегири Истринского района. Всего было отснято материала на 30 минут. Однако затем Гайдай сократил его до десяти минут. В таком виде фильм и вошёл в киноальманах «Совершенно серьёзно», наряду с короткометражками Эльдара Рязанова «Как создавался Робинзон», Наума Трахтенберга «История с пирожками», Эдуарда Змойро «Иностранцы» и Владимира Семакова «Приятного аппетита» (которые сегодня вряд ли кто помнит). Чуть позже «Пёс Барбос и необычный кросс» был выпущен уже отдельно.
Успех короткометражки Леонида Гайдая был невероятен. Казалось бы, простой и незатейливый сюжет, но как смешно было всё обыграно! «Пёс Барбос и необычный кросс» принял участие в различных международных кинофестивалях. Он был отмечен дипломом кинофестиваля в Сан-Франциско и особым призом от Лондонского кинематографического общества. В 1961 году он даже номинировался на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля как лучший короткометражный фильм. Около ста стран закупили ленту Гайдая к показу.
Удачно найденные маски героев обеспечили им суперпопулярность у зрителей на долгие годы. Троица Трус-Балбес-Бывалый ещё неоднократно использовалась Гайдаем в его комедиях. Снимались они вместе и у других режиссёров (но с гораздо меньшим успехом).
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.