Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Псевдодокументальный фильм "Первые на Луне"
Режиссер: Алексей Федорченко
Сценаристы: Александр Гоноровский, РамильЯмалеев
Россия. Производство: Свердловская к/ст, Кинокомпания "Страна". 2004
Псевдодокументальный фильм режиссера Алексея Федорченко, поставленный на Свердловской киностудии, создает очень убедительную мистификацию полета на Луну советских космонавтов (в фильме – космолетчиков) в 30-е годы двадцатого столетия, то есть еще за четверть века до легендарного полета Юрия Гагарина.
Премьера: 29 сентября 2005 (Россия)
Призы и награды:
Приз «За лучший дебют» на фестивале «Кинотавр» 2005
Приз гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Кинотавр» 2005
Премия «Горизонты» 62-го Венецианского МКФ 2005
Главные герои:
Иван Харламов (Борис Власов)
Надежда Светлая (Виктория Ильинская)
Ханиф Фаттахов в старости (Анатолий Отраднов)
Ханиф Фаттахов в молодости (Алексей Славнин)
Федор Супрун (Андрей Осипов)
Михаил Рощин (Виктор Котов)
кинооператор НКВД (Алексей Анисимов)
артист цирка (Игорь Санников)
медсестра Нина Грачева в зрелые годы (Нина Каменева)
медсестра Нина Грачева в молодости (Полина Литовская)
проводник (Виктор Ривас Уатай) |
офицер НКВД (Борис Кустов) |
психиатр (Лариса Козлова) |
Грандиозная мистификация
Фильм режиссера Алексея Федорченко «Первые на Луне» создан в очень редком для российского кинематографе жанре мистификации и псевдодокументалистики с элементами научной фантастики, дизельпанка и альтернативной истории. Виртуозно соединив в картине стилизованные под 30-е годы якобы секретные документы из архивов НКВД, КГБ, Минобороны и даже ООН, создатели картины представляют убедительную историю полета советского человека на Луну.
Фильм начинается со свидетельств очевидцев – крестьян и индейцев Чили, якобы видевших падение метеорита. На самом деле их, как и абсолютно всех персонажей фильма играют актеры. Затем перед зрителем начинает разворачиваться история покорения космоса – съемки пробных пусков на испытательных полигонах, запуск в космос поросенка и обезьяны, медосмотры и тренировки космолетчиков, интервью и воспоминания участников и очевидцев тех событий и т.д. Важное место в фильме занимают съемки скрытой бесшумной кинокамерой СК-29 (тут явно присутствуют элементы дизельпанка), благодаря которым можно было буквально ежедневно наблюдать за претендентами на полет в космос. «Все, что было, могло быть снято, а если снято – значит, оно было», - говорит зрителям «заведующий архивами ФСБ».
Так, постепенно, создатели картины подводят зрителя к самой важной части фильма – полету первойсоветской пилотируемой космической ракеты, якобы осуществленной 16 марта 1938 года с космодрома Нязе-Петровск на Южном Урале. То есть еще за четверть века до полета Юрия Гагарина! А первым советским космолетчиком, ступившим на Луну, преподносится красивый, плечистый, улыбающийся парень Иван Харламов, которого сыграл свердловский актер Борис Власов. Далее рассказывается о побеге конструктора ракеты за границу, устранении силами НКВДучастников проекта и полном засекречивании этого факта. Но остались выжившие очевидцы, остались киноматериалы, а главное - чудесная кинопленка, свидетельствующая о том, что именно летчик СССР первым ступил на Луну.
В результате создается полное впечатление кропотливо проделанной работы по сбору буквально по крупицам ценнейшей и некогда глубоко засекреченной информации, наконец-то открытой широкой публике.
При этом создатели картины не ставят своей задачей ввести в заблуждение зрителей или, наоборот, просто их позабавить. В основе их картины – серьезное размышление на тему личности в тоталитарном обществе, а также на тему исторической действительности, подменяемой псевдоисторией. Выполненный на высокопрофессиональном уровне, фильм смотрится на одном дыхании и способен заинтересовать самые широкие круги зрителей.
Интересные факты
Попытка снять фильм по сценарию Александра Гоноровского и Рамиля Ямалеева «Первые на Луне» предпринималась на «Мосфильме» в конце 90-х годов. Но проект был закрыт по причине отсутствия финансирования.
Алексей Федорченко нашёл сценарий Александра Гоноровского и Рамиля Ямалеевав интернете. Сценарий был существенно переработан, добавлена любовная линия главного героя с дублершей.
Подлинная хроника в фильме занимает всего пять процентов. Все остальное – постановка.
Для эффекта стилистики тридцатых годов создатели фильма отказались от цифровых технологий и искусственного состаривания пленки. Весь фильм снимали устаревшими камерами с почти полувековой историей. Оператор фильма - Анатолий Лесников. Снимали с замедленной скоростью, а распечатывали с нормальной.
Бюджет фильма составил $1 млн. Этот фильм – один из самых дорогих проектов Свердловской киностудии.
Один из самых знаменитых зарубежных фильмов, созданных в жанре мистификации и псевдодокументалистики – американская кинолента «Вскрытие инопланетянина».
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
Использованы материалы - Нина Цыркун,«Девятый вал», «Сеанс»,
№ 25/26, 2005