Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Комедийная мелодрама "Осенний марафон"
Режиссёр: Георгий Данелия
Сценаристы: Георгий Данелия, Александр Володин.
Оператор: Сергей Вронский. Композитор: Андрей Петров.
Художники: Леван Шенгелия, Элеонора Немечек.
СССР. Производство: Мосфильм. 1979.
Писателю-переводчику Бузыкину за сорок. Он интеллигентный, добрый, отзывчивый мужчина, старающийся всем помочь, никого не обидеть, никому не сделать больно. Из-за этого ему приходится постоянно врать то жене, то любовнице. Разрываясь на части, он чувствует, что в итоге не может удержать ни одну, ни другую…
Премьера: январь 1980.
Награды:
Главный приз «Золотая раковина» и премия ФИПРЕССИ на МКФ в Сан-Себастьяне (1979)
Премия итальянских журналистов за лучшую мужскую роль Евгению Леонову и премия ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале (1979)
Главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Душанбе (1980)
Главный приз МКФ комедийных фильмов в Шамрусе (1980)
Приз международного евангелического жюри в программе «Форум» на Берлинском кинофестивале (1980)
Специальный приз МКФ комедийных фильмов в Габрове (1981)
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1981)
22,3 млн. зрителей – 16 место в кинопрокате 1980 года.
Главные герои:
Андрей Павлович Бузыкин (Олег Басилашвили)
Нина Евлампиевна Бузыкина, жена Бузыкина (Наталья Гундарева)
Алла, любовница Бузыкина, машинистка (Марина Неёлова)
Василий Игнатьевич Харитонов, сосед Бузыкина (Евгений Леонов)
Варвара, «Дюймовочка», однокурсница Бузыкина (Галина Волчек)
Билл Хансен, профессор из Дании (Норберт Кухинке)
дядя Коля, сосед Аллы (Николай Крючков)
Другие персонажи:
Лена, дочь Бузыкиных (Ольга Богданова) |
Лифанов, студент Бузыкина (Владимир Фирсов) |
Печальная комедия Георгия Данелии
История создания фильма «Осенний марафон» берёт начало со сценария Александра Володина под названием «Горестная жизнь плута», написанного в конце 70-х годов. Данный сценарий был им предложен в объединение комедийных и музыкальных фильмов, которым в то время руководил Георгий Данелия. В главной роли Володин хотел видеть известного мастера советского кинематографа Александра Калягина. Сам Данелия снимать фильм не собирался, поскольку в своих фильмах он всегда самостоятельно работал над сценарием. Про Володина же ходило мнение, что он не давал править свои произведения. Поэтому сценарий был предложен Павлу Арсенову. Но шло время, Арсенов особого рвения к фильму не проявлял, и Володин сумел настоять на том, чтобы Данелия взялся за него сам, пообещав ему полную свободу в сценарии.
Переработав сценарий, Данелия пришёл к выводу, что на главную роль необходимо искать другого актёра. Поиски оказались долгими и непростыми. Режиссёр пересмотрел многих звёзд отечественного кинематографа, среди которых были и Станислав Любшин, и Леонид Куравлёв, и Анатолий Кузнецов, и многие другие. Но каждый раз Данелия чувствовал, что это не то. Предлагали ему и Олега Басилашвили, однако его режиссёр поначалу даже не стал просматривать, опираясь на впечатление работы актёра в фильмах Рязанова. Но ассистентка Данелии оказалась настойчивой и самостоятельно пригласила Басилашвили на пробы. А тот, в свою очередь, оказался настолько убедительным в образе Бузыкина, что у Данелии сразу же отпали все сомнения.
Басилашвили в фильме создал образ уже немолодого интеллигентного человека, у которого есть и жена, и любовница. На роль любовницы Бузыкина машинистки Аллы Данелия изначально планировал Марину Неёлову, её он в итоге и утвердил. На роль жены режиссёр пригласил всенародно любимую актрису Наталью Гундареву. Рассказывают, что Гундарева основательно подготовилась к роли, тщательно продумав свои костюмы, исписав сценарий замечаниями и пометками. Этим актриса произвела на Данелию большое впечатление, и он сказал, что если она соберётся когда-нибудь снимать собственный фильм, то он обязательно предоставит ей такую возможность в своём объединении.
Роль Варвары, однокурсницы Базыкина, Данелия доверил Галине Волчек, с которой был знаком с самого детства. Героиня получилась яркой, колоритной, характерной. А вот сама Галина Волчек ролью осталась недовольна, посчитав, что на экране выглядит «мымрой».
Без особых размышлений в картину был утверждён и Евгений Леонов. Он сыграл крайне важную в сюжете роль соседа Бузыкина Василия Игнатьевича Харитонова. А фраза его героя «Хорошо сидим!» сразу же после выхода фильма на экраны стала крылатой.
Ещё одним важным персонажем в фильме являлся датский профессор Билл Хансен. Как и в случае с Бузыкиным, поиски кандидата на эту роль оказались непростыми. После нескольких отвергнутых кандидатур, режиссёр Юрий Кушнерёв предложил Данелии своего знакомого – немецкого журналиста Норберта Кухинке, работавшего корреспондентом в Москве. Никаких проб не было – Данелия лишь понаблюдал о ничего не подозревающем журналисте издалека и сделал вывод, что он подходит. Конечно же, у Кухинке никакого опыта в кино не было, но это не помешало ему органично вжиться в образ.
Данелии всегда удавалось сочетать в своих фильмах юмор и грусть, лиризм и философию. Всё это в полной мере воплотилось и в его новой картине, получившей название «Осенний марафон», и определённой самим режиссёром, как «печальная комедия». Название фильма очень символичное. Действие картины разворачивается осенью, но, конечно же, это лишь необходимый антураж. Фильм не о времени года, а о времени жизни - главный герой ещё не стар, но уже не молод. Обладая мягким, нерешительным характером, он совершает бессмысленный жизненный марафон, стараясь не обидеть своих женщин. Для этого ему приходится постоянно изворачиваться и лгать. Вот только его попытки не причинить боль своим любимым оказываются тщетны – зная о существовании соперницы, обе они чувствуют себя несчастными. А сам он не в состоянии сделать решительный выбор…
Фильм вызвал живой отклик у зрителей. Да и как иначе – ситуация, описанная в нём, была очень жизненной и правдивой. При этом в картине не делалось никаких попыток морализировать по поводу отношений и поступков героев. А ведь в Госкино делались попытки убедить Данелию переделать финал, чтобы наказать Бузыкина, или чтобы он окончательно вернулся к жене. Но Данелия остался верен себе и точно выдержал психологическую линию главного героя.
Фильм был высоко оценён специалистами – он собрал множество призов на различных кинофестивалях. «Осенний марафон» вполне мог претендовать и на премию «Оскар», но этому помешали политические события - ввод советских войск в Афганистан.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.