Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Детектив "Опасный поворот"
Режиссёр: Владимир Басов.
Сценарист: Владимир Басов. Операторы: Илья Миньковецкий, Петр Терпсихоров.
Композитор: Вениамин Баснер. Художник: Алексей Пархоменко.
СССР. Производство: Мосфильм по заказу Гостелерадио СССР. 1972.
3-серийный телевизионный детектив «Опасный поворот» поставлен Владимиром Басовым по одноимённой пьесе Дж.Пристли. Действие разворачивается в загородном доме издателя Роберта Кэплена, где собираются его друзья и родственники. В ходе разговоров раскрываются неожиданные стороны взаимоотношений героев, погружая зрителей в увлекательный и захватывающий детективный сюжет
Премьера: 16 декабря 1972 (ТВ).
Герои фильма:
Роберт Кэплен, издатель (Юрий Яковлев)
Фреда Кэплен, жена Роберта (Валентина Титова)
Гордон Уайтхауз (Александр Дик)
Бетти Уайтхауз, жена Гордона (Елена Валаева)
Олуэн Пиил (Антонина Шуранова)
Чарльз Трэвор Стэнтон (Владимир Басов)
Мод Мокридж, писательница (Руфина Нифонтова)
Не будите спящую собаку
Пьеса Джона Бойтона Пристли «Опасный поворот», написанная в 1932 году, заслуженно считается одним из лучших произведений этого автора. Театры разных стран с большим удовольствием включают её в свой репертуар. В 1972 году за экранизацию пьесы взялся Владимир Басов, поставив 3-серийный телевизионный фильм.
Жанр «Опасного поворота» можно определить, как классический детектив, действие которого происходит в закрытом пространстве с узким кругом персонажей. В данном случае все события разворачиваются в загородном особняке издателя Роберта Кэплена, в котором он и его жена Фреда принимают гостей - супругов Гордона и Бетти Уайтхауз, Олуэн Пиил, Чарльза Трэвора Стэнтона и писательницу Мод Мокридж. Действие начинается с прослушивания женщинами радиопьесы «Не будите спящую собаку». Это название определяет дальнейший ход всего происходящего. Фреда предлагает гостям сигареты из шкатулки. Олуэн вспоминает, что видела шкатулку у брата Роберта – Мартина, который застрелился год назад, как предполагается, из-за пропажи в издательстве денег. Эта шкатулка становится катализатором начинающихся разбирательств между гостями. Распутывая клубок взаимоотношений, герои предстают совсем в другом свете, обнажая свои тайны и пороки, в результате чего смерть Мартина получает совершенно иное объяснение.
Владимир Басов очень бережно отнёсся к материалу, создав действительно увлекательный психологический детектив, в котором гармонично абсолютно всё. Тут и удачно подобранные костюмы персонажей (что в чёрно-белом кино играет крайне важную роль), и тщательно выверенные мизансцены, где продумано каждое движение, каждый жест героев. При явной камерности и неторопливом развитии сюжета, фильм, тем не менее, ни на секунду не провисает. Великолепно созданная атмосфера затягивает зрителя, заставляет внимательно вслушиваться в каждое слово.
Вызывает восхищение подобранный актёрский ансамбль. Роль Роберта Кэплена исполнил Юрий Яковлев, создав образ мужчины, который совершенно далёк от интриг в среде его близких. Принимаясь выяснять правду, он и не предполагает, к чему в итоге всё это может привести. В роли его супруги Фреды снялась Валентина Титова, супругов Уайтхауз сыграли Александр Дик и Елена Валаева, Олуэн Пиил – Антонина Шуранова, Мод Мокридж – Руфина Нифонтова. Сам Владимир Басов исполнил роль Стэнтона. Благодаря таланту исполнителей, каждый из персонажей несёт свою индивидуальность, образы глубокие и неоднозначные.
Фильм Владимира Басова отразил основную идею пьесы Пристли, где рассматривается концепция правды и лжи, где все события, так или иначе, взаимосвязаны, и где вскрывающаяся истина может привести к трагическим событиям. При этом главная проблема вовсе не в раскрытии правды, а в том, что люди изначально не искренни друг с другом и с самими собой, в результате чего их поступки рождают цепь необратимых последствий.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.