Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Фильм-катастрофа "Метро"

Режиссер: Антон Мегердичев. Сценаристы: Денис Курышев, Виктория Евсеева, Антон Мегердичев
Операторы: Сергей Астахов, Сергей Шульц
В ролях: Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Светлана Ходченкова, Анфиса Вистингаузен, Алексей Бардуков, Катерина Шпица, Елена Панова, Станислав Дужников, Сергей Сосновский, Ярослав Жалнин, Николай Рябков, Михаил Фатеев, Александр Яковлев, Иван Макаревич, Владимир Стержаков, Александр Фисенко, Максим Линников, Иван Лапин, Олег Заболотный, Кирилл Плетнёв, Дмитрий Орлов, Анатолий Котенёв и др.
Россия. Производство: кинокомпания Профит. 2012 г.

Метро Фильм-катастрофа режиссера Антона Мегердичева «Метро» поставлен по одноименному роману Дмитрия Сафонова. В центре повествования – любовный треугольник, разворачивающийся на фоне природно-техногенной катастрофы в московском метрополитене. Строительство в центре Москвы новых зданий приводит к повышенной нагрузке на грунт, в результате чего в одном из тоннелей образуется трещина, и вода из Москва-реки стремительно его заполняет. Сотни пассажиров поезда оказываются во власти надвигающегося потопа. Кому-то удастся выжить, кому-то нет. Странным стечением обстоятельств вместе окажутся в беде: врач городской больницы Андрей Гарин с дочерью и любовник его жены бизнесмен Влад Константинов. Они – там внизу, а наверху Ирина, жена Андрея и любовница Влада. Она, обезумевшая от горя, мечется в попытках что-то предпринять…

Премьера фильма состоялась: 21 февраля 2013 года

МетроГлавные герои:
Андрей Гарин (Сергей Пускепалис), врач-хирург
Влад Константинов (Анатолий Белый), бизнесмен
Ирина (Светлана Ходченкова), жена Андрея, любовница Влада
Ксюша (Анфиса Вистингаузен), дочь Ирины и Андрея
Денис Истомин (Алексей Бардуков)
Алиса (Катерина Шпица)
Галочка (Елена Панова), бывшая спортсменка

Другие персонажи:

Михаил (Станислав Дужников), курьер
Сергеич (Сергей Сосновский), обходчик
Зимин (Ярослав Жалнин), диспетчер
Шевченко (Николай Рябков), сотрудник метрополитена
Клоков (Михаил Фатеев), диспетчер
Валеев (Александр Яковлев), машинист 17-го состава
Вася Лиутин (Иван Макаревич), помощник машиниста, диггер
Буров (Владимир Стержаков), начальник метрополитена
Селиверстов (Александр Фисенко), спасатель, капитан МЧС
Лазицкий (Максим Линников), спасатель, врач МЧС
Титов (Иван Лапин), спасатель, младший лейтенант МЧС
Зуйко (Олег Заболотный), руководитель службы спасения, полковник МЧС
Назимов (Кирилл Плетнёв), телерепортёр
Сергей (Дмитрий Орлов), телеоператор
Мэр (Анатолий Котенёв)
Подруга Ирины (Екатерина Директоренко)

Первый удачный российский фильм-катастрофа

Не секрет, что фильмы-катастрофы являются одним из самых востребованных зрителем жанров. Увидеть героев картины в экстремальной ситуации, когда особенно обостряются характеры, проявляются их лучшие и худшие стороны, когда надо действовать решительно, через не могу, преодолевая свой страх, а порой принимать решения, в соответствии со своей совестью, - что может быть интереснее? Тем удивительнее, что со времен легендарного фильма Александра Митты «Экипаж», ставшим лидером проката в 1980 году (его посмотрели более 70 млн. зрителей) в нашем кино ничего подобного по сути не снималось. И вот этот пробел ликвидирован.

МетроСъемки фильмов-катастроф – дело всегда затратное. Бюджет «Метро» составил 13 млн. долларов. Поначалу съемки планировались в Московском метрополитене, но после того как там сменилось руководство, все договоренности полетели. В результате фильм снимали в Самаре.

Актёрский состав фильма хорошо сбалансирован. Главные роли исполняют актеры хорошо известные, но еще не успевшие надоесть зрителю. В роли врача-хирурга Андрея Гарина - Сергей Пускепалис, запомнившийся по фильмам: «Простые вещи» и «Как я провел этим летом». Собственно говоря, Гарин есть повторение типажа из «Простых вещей». Хороший хирург, пользующийся уважением коллег и признательностью своих пациентов. Все силы отдает работе, на семью практически ничего не остается. По мнению жены, он – неудачник, поскольку не сделал карьеры, работает в районной больнице. Гарин знает, что жена ему изменяет, но, поскольку по-прежнему любит ее, терпит все это. Возможно, терпит еще и ради дочери.Метро

Рафинированно положительному герою Пускепалиса, такому из себя домашнему, противопоставлен (конечно же!) брутальный персонаж в лице Влада Константинова (Анатолий Белый) - холеного молодого бизнесмена, занимающегося застройкой Москвы. Как и Гарин, персонаж, в какой-то степени, шаблонный: преуспевающий мужчина с показным цинизмом и плоскими шутками. Впрочем, поначалу он не вызывает совсем уж негативного отношения к себе. Любит замужнюю женщину – ну это не преступление. Он даже предлагает ей руку и сердце, причем готов принять ее вместе с ребенком. Правда, эти чувства не выдерживают серьезной проверки…

Кстати, идея поместить одного из тех, кто причастен к застройке Москвы (а, собственно говоря, косвенно и к катастрофе) в эпицентр происходящего – весьма интересна. Помните, как он произносит, что он здесь случайно, это не его мир? Не твой, говоришь? Ну, уж нет, пожинай плоды трудов своих…

МетроМежду этими двумя мужчинами – Ирина (Светлана Ходченкова). С одной стороны – семейная жизнь, проблемы, рутина, муж, пропадающий на работе. С другой – любовник, внимание, пентхаус с панорамным видом из окна. Сказка! Все бы бросить, но сомнения гложут. Как оказывается, не зря…

Определенную шаблонность персонажей с лихвой компенсирует актерская игра главных исполнителей и грамотно скроенный сюжет, с постоянно возникающими точками саспенса. Если поначалу чувствуется некоторая картонность происходящего, то с момента катастрофы все резко изменяется. Герои, что называется, оживают на все сто. Светлана Ходченкова очень естественна в роли женщины, находящейся в стрессовой ситуации. Мне довелось слышать упреки, мол, тут такая трагедия, а у нее нет слез. Категорически не согласен. Героиня Ходченковой до последнего верит в возможность спасения, поэтому через прорывавшееся местами отчаяние, мечется в поисках помощи. К этому примешиваются муки морального характера (это очень по-русски, и выводит фильм за рамки банального фильма-катастрофы). Прекрасная роль!

МетроТо, что в одном месте оказываются два противника в лице героев Сергея Пускепалиса и Анатолия Белого – ход далеко не новый, но всегда оправданный и выигрышный. Только лицом к лицу проявляются все качества персонажей. Зрителя умело ведут через все метаморфозы героев. Поначалу Константинов выступает в качестве лидера, направляя все силы на спасение, а Гарин выглядит лишь статистом. Затем (тоже старый ход) герой с бицепсами морально срывается и на первый план выступает внутренняя твердость и основательность персонажа Пускепалиса.

Приятное впечатление оставили и герои второго плана. Обаятельная влюбленная пара Алисы и Дениса (Катерина Шпица и Алексей Бардуков) вносит в сюжет помимо очень светлой любовной струи еще и дополнительный драматизм (героиня Шпицы, больная астмой, регулярно теряет лекарство, подвергая себя смертельной опасности). Очень милый, трогательно-беспомощный персонаж создал Станислав Дужников - муж-курьер Миша с бутербродами в дипломате. Его финал трагичен, и в этом тоже проявляется реализм картины.

МетроНа высоте также оказались исполнители второстепенных ролей. Лично меня впервые не разочаровал Иван Макаревич. Как всегда хороши Кирилл Плетнев и Дмитрий Орлов, преобразившиеся в парочку стрингеров. С довольным видом их герои наводят камеру на травмированных и испуганных людей. Конечно, это работа, но от этого цинизма становится как-то не по себе.

Еще один важный персонаж фильма – толпа. Очень естественно передана паника, возникающая сначала в вагонах, а затем и в станции метро. Это еще страшнее, чем само крушение поезда (кстати, снятое очень качественно – спецэффекты на очень высоком уровне). Страшно и потому, что в это реально веришь, чувствуешь себя находящимся там, среди безумной, неконтролируемой массы людей.

К сожалению, в глаза бросилось одно сюжетное упущение – судьба врача команды спасателей и раненого. Что с ними стало? Выбрались или стали жертвами катастрофы? По законам жанра зритель должен был бы это знать или хотя бы догадываться, а в данном случае возникает ощущение, сто сценарист просто забыл про них…

Еще один сценарный момент ввел в некоторое недоумение. По законам жанра обеспечить себе спасение должны были сами герои. Но все их попытки не увенчались успехом. В итоге на помощь приходит МЧС. Это выглядит, как некоторый заказ. Ну, да ладно…

Можно привести еще немало замечаний по сюжету, однако в данном случае делать этого не буду. В кои веки российский кинематограф выдал качественный продукт для широкого зрителя, который не стыдно выставлять на рынок. В одном флаконе и напряженный сюжет, и любовные отношения, и трагедия, и частичка юмора, и реально существующие проблемы отношения людей друг к другу, к окружающим, к собственным обязанностям. Все взвешенно, сбалансированно и очень смотрибельно.

Фото из фильма

Игорь BIN

Моя оценка - 8 из 10

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.