Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Философская комедия "Кин-дза-дза"
Режиссер: Г. Данелия. Сценарий: Г. Данелия, Р. Габриадзе.
В ролях: С. Любшин, Е. Леонов, Ю. Яковлев, Л. Габриадзе.
СССР. «Мосфильм», 1986 г. 135 мин.
Комедии Георгия Данелия всегда пользовались особой любовью у зрителей. Режиссер создавал удивительно добрые картины, при этом не похожие одна на другую. «Кин-дза-дза» в этом ряду стоит особняком. Да что там - в этом ряду, во всем российском кинематографе! Умная, ироничная, тонкая. Великие актеры, блестящий сюжет, изумительная режиссура, создающая неповторимую атмосферу – все это делает картину интересной для любого поколения…
Призы
1987 — Международный кинофестиваль в Рио-де-Жанейро («Rio Cine Festival»), специальный
приз жюри «За изобразительную концепцию». Присуждён Г. Данелия
1987 — Премия «Ника» в номинации «Лучшая музыка к фильму». Присуждена Г. Канчели
1987 — Премия «Ника» в номинации «Лучшая работа звукооператора». Присуждена Е.
Поповой
1988 — Международный фестиваль кинофантастики в Порту («Fantasporto»), специальный
приз международного жюри. Присуждён Г. Данелия
2002 — Премия «Странник» в номинации «Легенда фантастического кинематографа».
Присуждена Г. Данелия
Номинации
1988 — Международный фестиваль кинофантастики в Порту («Fantasporto»). «Кин-дза-дза!»
номинировалась на премию «Лучший фильм»
Сайты, посвященные фильму: http://kin-dza-dza.org.ru, http://kin-dza-dza.flyboard.ru
Главные герои:
Уэф (Евгений Леонов)
– чатланин
Би (Юрий Яковлев)
- пацак
Владимир Николаевич, дядя Вова (Станислав
Любшин) - прораб
Гедеван, «Скрипач» (Леван
Габриадзе) - студент
Герои второго плана: Цан (Ирина Шмелёва), артистка-тачаночница Деконт (Ольга Машная), жительница Альфы, помощница Абрадокса Абрадокс (Георгий Данелия), высокопоставленный деятель на Альфе Господин ПЖ (Николай Гаро) Кырр (Лев Перфилов), чатланин-диссидент Инопланетянин-путешественник (Анатолий Серенко) Работница планетария (Татьяна Новицкая) Галина Борисовна (Нина Русланова), работник текстильного института Люся (Галина Данелия-Юркова), жена Машкова Эцилопп-судья (Юрий Наумцев) Усатый эцилопп на пепелаце (Валентин Букин) Эцилопп с намордниками (Владимир Разумовский) Эцилопп с лампочкой на лацкане (Геннадий Ялович) Главарь контрабандистов (Александр Литовкин) |
Эпизоды: Карлик в жёлтых штанах (Владимир Фёдоров) Мама ПЖ (Нина Тер-Осипян) Личный пацак господина ПЖ (Игорь Боголюбов) Первый охранник ПЖ (Олег Матвеев), молодой, в перчатках Второй охранник ПЖ (Харий Швейц), бородатый Третий охранник ПЖ (Валентин Голубенко), носатый, без бороды Подружка главаря контрабандистов (Татьяна Распутина) Рабыня контрабандистов (Вероника Изотова) Пацак-бородач (Юрий Воронков), у колеса обозрения и в вагонетке Пожилая женщина у колеса обозрения (Олеся Иванова) Темнокожая женщина у колеса обозрения (Людмила Солоденко) Пацак-сторож на пепелацедроме (Виктор Маренков) Рыжий толстяк-чатланин в поезде (Виктор Махмутов) Женщина в тоннеле (Александра Дорохина) Эцилопп-негр (Геннадий Иванов) |
Сюжет
Прораб Владимир Николаевич Машков по просьбе жены отправляется в магазин. По дороге он встречает грузинского паренька Гедевана, который обращает его внимание на странного человека, именующего себя инопланетянином. Неверие Владимира Николаевича приводит к тому, что он вместе с Гедеваном оказывается на далекой планете Плюк в галактике Кин-дза-дза.
Население Плюка, как и других планет галактики Кин-дза-дза, делится на две категории - «чатлане» и «пацаки». Чатлане – привилегированная каста, которая, в свою очередь, тоже делится: в зависимости от богатства они носят штаны разного цвета. Пацаки же обязаны носить в носу колокольчик-цак, ездить в общественном транспорте отдельно от чатлан. Артисты-пацаки обязаны выступать в клетках, а в некоторых местах даже стоя на коленях.
Одна из величайших ценностей на Плюке – КЦ или обыкновенные спички. Одна спичка стоит 4400 чатлов (местная денежная единица). Для сравнения: бросовая планета Хануд продается за 63 чатла, а атмосфера для неё стоит 93 чатла.
Гедеван (которого на Плюке нарекают «Скрипачом») и Владимир Николаевич (дядя Вова) вступают в контакт с местными жителями, жуликоватыми пройдохами Уэфом и Би, которые обещают вернуть их на Землю за соответствующее вознаграждение в виде КЦ. Однако все оказывается не так просто. На пути между Плюком и Землей находится планета Альфа…
Идея фильма
Георгий Данелия: «После ленты "Слезы капали" я захотел снять нечто хулиганское. Пришла идея - взять "Остров сокровищ" Стивенсона и перетащить в космос: вместо корабля и острова - ракета и планета. Слетав по какому-то делу в Тбилиси, решил проверить идею на Резо Габриадзе. Он сказал, что в ней особо не развернешься. Но, уже прощаясь, на аэродроме, стали добалтывать эту тему. Придумали эпизод с парнишкой-грузином и прорабом, где босой незнакомец забросил их на другую планету. На этом месте я сел в самолет и улетел.
Прилетел, звоню Резо - за 1000 километров: "Слушай, я нашу болтовню верчу в голове - так забавно!" - "Я тоже!" Вскоре Резо прилетел в Москву, сели за сценарий. Работали в гостинице, где жил он, - окна номера выходили на какое-то посольство. Язык планеты Плюк сочинили легко, а остальное писали долго - счет месяцам потеряли. Спрашиваю Резо: "Сколько времени мы уже пишем?" - "Видишь, у посольства постовой стоит?" - "Ну, вижу". - "Он в каком чине?" - "Старший лейтенант". - "А когда начинали, он сержантом был!"
Наконец дописали сценарий. Но кому ни давали читать, никто ни черта не понял! Министр кино Камшалов лишь четверть сценария осилил. Сказал: "Если б не твое имя, я бы эту фигню сразу выкинул!"
Но добро на съемки дал: привык, что у меня часто в сценарии одно, а на экране другое. Лишь предупредил: "Чтоб без антисоветчины, впрочем, я ее все равно вырежу..." Тут он ошибся: фильм вышел в совсем иное время, при другом министре...»
Название фильма
Как рассказывает Георгий Данелия, название «Кин-дза-дза» было придумано благодаря Евгению Леонову: «У нас поначалу в пепелаце висел гамак. В нём раскачивался Леонов. К нему подсел Любшин, поинтересовался: „Что у тебя в портфеле?“ Леонов за ним, как эхо, повторял: „Феле-феле-феле…“ — дальше отвечает: „Зелень“. — „Какая?“ — „Кинза“. И давай петь: „Кин-дза-дза-дза…“ Всю дорогу пел. „Не можешь заткнуться?“ Песня испепелилась. Название осталось…».
Хотя картина и снималась под рабочим названием «Кин-дза-дза», однако предполагалось, что в прокат она выйдет под названием «Мираж», «Спираль», «Космическая пыль» или «Звёздная пыль». В итоге все таки было решено оставить «Кин-дза-дза».
Съемки
Георгий Данелия: «На картину я потратил 2,5 года - самая долгая и мучительная из всех моих работ. В конце первого чуть не отказался от фильма: вместо комбинированных съемок выходило черт-те что! На "Мосфильме" тогда практически умер цех таких съемок. Тогда подключили авиазавод Миля, его конструкторы сделали из стратегических материалов макеты пепелаца. В Японии для них купили пульты дистанционного управления, но получить не смогли - не было какой-то бумаги, чтобы выдали... А макеты, отправленные в Каракумы по железной дороге, потерялись в пути! По накладным не нашли: там было написано "груз пепелацы", а для железнодорожников пепелац - что такое, как искать?! Пришлось директору "Мосфильма" подключать КГБ - пепелацы нашли аж во Владивостоке».
Георгий Данелия: «Мы снимали в Каракумах в самую жару. А наш пепелац по ошибке был отправлен во Владивосток. И мы его ждали полтора месяца. Сначала для съемок планировались очень сложные механизмы, но ничего не получалось. Я уже монтировал картину, а еще ничего не летало, не ползало и из-под земли не вылезало. Когда картина вышла, к нам обратились американцы с просьбой сделать для них подобные трюки. Они не то чтобы не умеют так, но у них все это безумно дорого.
Картина была очень трудной. К 12 часам дня все почему-то начинали ссориться. Однажды я даже поссорился с Леоновым, которого снимал всегда на протяжении двадцати лет, и никаких конфликтов никогда не было. А, оказывается, в Каракумах с двенадцати до двух никто не работает, в это время происходят какие-то излучения, вредные для нервной системы. Мы выезжали рано утром - ехать было довольно далеко, снимали до 12, с 12 до полвторого ругались и с полвторого до вечера снимали.
Костюмы создавались на ходу из подручных средств. Так, например, на Леонове - ботинки из "Легенды о Тиле", матросские брюки, майка с ворсом, которую мы покрасили, а потом прожгли дыры. Я нашел очень красивый кусок какого-то материала, и его пришили на зад штанов. А то, что у него на голове... Летчики подарили нам списанные летные костюмы и каркас от бандажа промежности из брюк - это и есть головной убор Леонова. Из этих же костюмов мы вытаскивали разные пружинки и навешивали их на шеи и головы героям. У нас на планете Плюк все ржавое. А в Каракумах с этим - одно удовольствие! Там работают нефтяники и бросают ненужное оборудование. Рядом - военный аэродром, и тоже все выбрасывают. Я уж и не знаю, что у нас в картине от вышек, а что от самолетов.
В этом фильме состоялся актерский дебют Левана Габриадзе - сына сценариста. По сценарию его герой - грузинский мальчик - вез не уксус, а чачу. Они и на Альфу-то вместо Земли попали потому, что перепились и "слегка" промахнулись. Мы уже сняли, и тут как раз развернулась антиалкогольная кампания. Пришлось многое срочно менять. Вылетали целые эпизоды. Чачу заменили на уксус, потому что за чачу по тем временам давали 5 лет!.. Что касается экзотического языка, то придумывался он на самом деле достаточно просто. Скажем - "пепелац". "Пепел" по-грузински - бабочка. "Пацак" - это и кацо, и пацан, и кацап - все вместе. "Эцилопп" - это полицейский, если читать наоборот. А с главным словом "ку" неожиданно возникли осложнения. Сижу, монтирую, и вдруг мне приносят газету, и там крупно набрано жирным шрифтом: "К. У. Черненко". И по всей газете: "КУ Черненко... КУ Черненко..." Что делать? Надо срочно менять! Но, пока думали, чем заменить "ку", бояться уже стало нечего...»
Георгий Данелия: - Костюмы нам физически не могли сшить - на "Мосфильме" снимался "Борис Годунов" Бондарчука, пошивочные цехи работали на него. Пришлось одевать актеров во что попало, лишь бы не "типичными инопланетянами". На Леонове: ботинки из "Тиля", брезентовые матросские штаны, майка от нижнего белья с ворсом: покрасили ее в коричневый, ворс местами выжгли зажигалкой. На встрече с летчиками-испытателями подарили летный спецкостюм. Разобрал на куски, пружинки, нацепил на актеров, Леонову на голову - гульфик от него! В пустыне на свалке, оставшейся от нефтяников, увидел забавную тряпку. Достал из кармана клей "Момент", наклонил Леонова, прилепил ему тряпку на задницу - все как заорут! Оказалось, на свалке под тряпкой - логово скорпионов...
Юрий Яковлев (пацак Би): «Я лежал в больнице, и вдруг - звонок от Данелия. Он поинтересовался, когда я выйду. "А когда надо?" - "Сейчас!" - "Хорошо, завтра выйду. А что?" Он сказал: "Я очень хочу вас снимать". Для меня это было настолько неожиданно - Данелия меня зовет сниматься! Я не звезда. И любое предложение любых режиссеров для меня всегда приятно. Мы встретились, Данелия рассказал эту историю. Я согласился, хотя это было сопряжено с большими трудностями в связи с театральной занятостью, ради того, чтобы сняться у Данелия в совершенно необычной для меня роли с такими партнерами - Леоновым, Любшиным! Это для меня было жутко интересно.
Съемки были трудными - от Алма-Аты мы еще ехали за 300 километров в пустыню. Сейчас бы я, наверное, уже не согласился на такое. Но тогда это еще не пугало. Фамилия Данелия меня заворожила. И еще, конечно, Габриадзе - автор сценария. Я в него просто влюбился! Но все мои восторги, как у Маяковского, "разбились о быт". Съемки оказались труднейшими. Пески, пески, бесконечные перелеты - на три дня прилетали, улетали, потом опять на три дня... Это довольно сложно и для здоровья, и для творчества. Но для Гиечки (как все называли Данелия) я был готов на все.
Сценарий переписывался каждую ночь. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и переписывали текст. А текст, который мы уже выучили, оказывался совершенно противоположным тому, что, они написали за ночь... И еще - у Данелии в это время произошла трагедия в личной жизни. Он был в прострации, снимал очень немного. Были очень печальные съемки, хотя это называлось комедией.
У меня были совершенно потрясающие партнеры. Мы очень подружились. А в таких условиях, если не подружиться, снимать нельзя. Мы выезжали в 6 утра, пока было не жарко - 20 градусов. Снимали до 11-12. К тому времени жара доходила до 60-70 градусов. Нас спасали юмор, дружба, ирония к тому, что мы делаем, и к тому, что окружает нас. Но главным для меня в этой работе остался, прежде всего, Данелия - как режиссер, как человек. Если бы он еще меня пригласил, я бы с удовольствием ему отдался. Просто как женщина - до конца. Он личность, каких мало!
Ирина Шмелева («тачаночница»): «Когда читала сценарий "Кин-дза-дза", очень много смеялась. А потом мы ходили с Данели и сочиняли роль. У меня было сногсшибательное, сумасшедшее одеяние, сшитое из разных кусочков кожи. На меня примеряли различные варианты костюмов, когда в перерыве между двум примерками я набросила на себя какую-то тряпку - просто чтоб не стоять раздетой, - Данелия вдруг сказал: "Вот оно! Так и будешь сниматься!" Мы ездили по каким-то помойкам - в буквальном смысле слова! - что-то искали... У меня до сих пор перед глазами картинка: Данелия стоит на пальто и самым зверским образом отрывает от него рукав, чтобы отдать его другому персонажу. Черное, красивое пальто, которое он топтал ногами, чтобы оно выглядело так, как ему было нужно...
С Данелия вообще было безумно интересно. В голову мне он втыкал тьму всяких пружинок, и все ему было не так. Ветер ужасный, и на голове у меня полный кошмар, но ему этого не хватало - недоставало совсем кошмарного зрелища, поэтому на меня надели жуткий, нечесаный парик. Моих волос просто не хватало, чтобы привязать на них все эти болты и пружинки, которые ему были необходимы. А Данелия все не хватало моей головы, разных болтов и всяких других глупостей, чтобы сделать из меня уже полное безобразие! По сути, одна-единственная значительная женская роль в картине! И в каком там виде - нос облупленный, губы потрескались, да еще в рот пружинки вставили!..
Моя "тачанка" была феноменальным агрегатом, и возили ее, как положено, за веревку. Было так интересно, что я не замечала жары. Да и костюмчик-то у меня - тряпочка на талии, что-то еще сверху, и все это из какого-то мешочка».
Владимир Федоров («желтые штаны»): «Я там был настолько незначительно занят, что не знаю, о чем говорить. Хотя в моем эпизоде заключена основная идея фильма. И сам этот фильм мне дорог и близок, и работу в нем я вспоминаю с удовольствием. Если мне хотят сделать приятное, то вспоминают про "желтые штаны". Я даже думаю: в наше время произошла девальвация всяческих высоких званий. Так, может, имеет смысл отмечать заслуги цветом штанов? Если я, один раз надев желтые штаны, был отмечен не одним приятным разговором, то почему бы не ввести это в систему? Я думаю, что эти "желтые штаны" прочно войдут в сленг. И в этом, я считаю, мой маленький, но достойный вклад в картину!»
Чатлано-пацакский словарь
Чатланин - высшая каста, гражданин планеты Плюк Пацак - низшая каста Визатор – прибор для определения чатлан и пацаков Пепелац - межзвездный корабль Гравицаппа – деталь от пепелаца Цаппа – деталь от пепелаца Луц – топливо для пепелаца Чатл - денежная единица КЦ – спичка Каппа - устройство дистанционного управления чем-либо |
ПэЖэ - властитель Плюка Эцилопп - представитель власти Транклюкатор – мощное ручное оружие Цак — колокольчик для носа Плюка – приспособление для игры на Плюке Эцих – ящик для узников Тентура / Антитентура — возможно, разные метагалактики Кю - допустимое ругательство Ы - универсальный выразитель эмоций Ку - все остальные слова |
Интересные факты
В сценарии на планете Плюк имелась помимо чатлан и пацаков третья раса – фитюльки. Предполагалось сделать их анимационными. Но из-за отсутствия необходимых технологий от этой идеи пришлось отказаться.
В фильме присутствует эпизодический персонаж – недовольный пацаками чатланин с транклюкатором в руках. Это он произносит фразу: «Я скажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ!» В сценарии его роль была гораздо шире. Он носил имя Кырр. Разозлившись на пацаков, он отправлялся в город, взрывал шар с «последним выдохом господина ПЖ», устраивал революцию и захватывал власть. В фильм все это не вошло.
Специально для актера Борислава Брондукова была написана роль. Однако Брондуков не смог сняться из-за перенесенного инсульта. Роль вырезали. Не попал в фильм и актер Леонид Ярмольник, который должен был сыграть инопланетянина, спекулирующего космической пылью.
Песня «Мама, что мы будем делать» - это переработанные строчки из куплетов «Одесситка». Впервые «Одесситка» прозвучала в 1919 году в киевском театре-кабаре «Кривой Джимми». Позже ее исполняли артисты «комического хора» Леонида Утесова.
Русская народная песня «На речке, на речке, на том бережочке мыла Марусенька белые ножки» - любимая песня Евгения Леонова. Она звучит в нескольких фильмах Данелии, где снимался Леонов.
Слово «ку» совпадает с португальским непристойным словом «cu» («задница»). Фильм участвовал в показах на кинофестивалях как раз в португалоязычных странах (Бразилии и Португалии), где получил призы.
Во время Всероссийской переписи населения 2010 года несколько жителей Курской области сообщили переписчикам, что их национальная принадлежность - «пацак», что и было зафиксировано в переписных листах.
«Ку!»
«Кин-дза-дза» - особый, уникальный фильм, подобного которому в нашем кинематографе нет. Сказать, что он стал всенародно любимым после выхода на экран – покривить душой. Немало зрителей недоуменно пожимали плечами, мол, что это за ерунда. Да и сейчас таких немало. Ну, что ж, не поняли - ваша беда... Зато другая часть… Сложно даже подобрать слово: «понравилось», «полюбили» - все это не то. Фильм вызвал восторг, его возвели в культ, он стал настоящей легендой.
Уникальность картины состоит и в том, что Данелии удалось совместить юмор, иронию и серьезные проблемы общества. Причем преподать это очень ненавязчиво. Удивительно, но картина остается актуальной и спустя десятилетия. Данелия как-то отметил: «Мы снимали фильм о вымышленной планете, где жители технически посильнее нас, зато нравственно - полный швах! Да, я подал это с юмором, но сейчас мне фильм смотреть уже страшно: сбывается предсказанное в нем. У нас есть чатлане, есть пацаки, которых метят колокольчиками и загоняют в клетки. Европа для русских, Москва для кавказцев - та же Альфа: или пошли вон, или "превратим в кактусы". Под горячую руку чуть ли не целые народы уничтожаем, воздух, воду, словарный запас - сплошное "кю"... Пора спохватиться, а то и сами не заметим, как землю в планету Плюк превратим…»
На мой взгляд не менее яркой (а, пожалуй, даже бОльшей) сатирой нежели Плюк стало изображение планеты Альфа. И хотя Альфе уделено в фильме мало времени - этот эпизод важнейший в картине. И в прежние годы, и в нынешние, и наверняка в будущем будут находиться эти самые "альфяне", несущие "свет демократии" в темные массы. «Может мы их вызовеи м спросим, что для них благо, а что нет?» - «Ну, если б мы им предоставили возможность что-либо решать...» - Гениально!
Многие знаменитые ленты разбирают на цитаты. «Кин-дза-дза» можно цитировать бесконечно. В нем каждая фраза пронизана иронией. «Уйди отсюда! Как советовать, так все чатлане, как работать, так...», «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели». Некоторые термины шагнули в реальную жизнь: «гравицаппа» (так, например, журналисты назвали движитель на малом космическом аппарате «Юбилейный», запущенном в космос в 2008 году), «пепелац», (так в обиходе, порой, в шутку называют какие-либо самодвижущиеся устройства). Еще один факт: прошли годы, а «Кин-дза-дза» пользуется популярностью у молодежи. В интернете фильму посвящаются сайты, в чатах пользователи называют себя «чатланами» и рассчитываются виртуальными «чатлами». Терминами из фильма называют клубы, музыкальные коллективы, организации, архитектурные студии и т.п. Перечислять примеры можно еще долго…
Все это говорит о том, что «Кин-дза-дза» уже давно перестал быть просто фильмом. Если Вы его еще не видели – посмотрите, приобщитесь. «Ку!»
Игорь BIN
Моя оценка - 10 из 10
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.