Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Драма "Храни меня, мой талисман"
Режиссер: Роман Балаян
Сценарист: Рустам Ибрагимбеков. Композитор: Вадим Храпачёв
СССР. Производство: к/с им. А.П.Довженко. 1986
На фоне Болдинской осени, пронизанной Пушкинскими поэтическими мотивами, разворачивается современная драма - любовный треугольник, героями которого становятся журналист Алексей Дмитриев, его жена Татьяна и некто Климов, Последний проявляет активный интерес к Татьяне, бесцеремонно вторгается в чужую личную жизнь, цинично провоцирует. Всё это приводит к дуэли...
Фильм снят к 150-летию со дня смерти А. С. Пушкина.
Премьера: октябрь 1986, 29 мая 1988 (ТВ)
Награды:
Главный приз фестиваля «Золотой тюльпан»на МКФ искусств в Стамбуле (Турция, 1987)
Персонажи:
Алексей Петрович Дмитриев (Олег
Янковский), журналист
Анатолий Евгеньевич Климов (Александр
Абдулов)
Таня (Татьяна Друбич),
жена Алексея
Дмитрий (Александр Збруев),
директор музея в Болдино
месье Дардье (Александр
Адабашьян), французский турист
камео - Михаил Козаков,
Булат Окуджава
в эпизодах - Борис Таратута, Ольга Василенко, Галина Долгозвяга, Эдуард Тимлин,
Оксана Полищук, Елена Бризинская, Михаил Пекерман, Светлана Пронько, Алла Савченко
Современная драма на фоне Пушкина
Своим фильмом «Храни меня, мой талисман» Роман Балаян продолжил свои исследования человека и общества, начатые в фильме «Полёты во сне и наяву». На этот раз его главными героями стала супружеская пара - журналист Алексей (Олег Янковский) и его супруга Таня (Татьяна Друбич), приехавшая в Болдино на празднества, посвящённые юбилею Александра Сергеевича Пушкина. Пушкиным здесь пропитано всё – интервью и посиделки,разговоры и обсуждения, репетиции театра пантомимы, и даже само время года - мягкая, золотая осень, так любимая Поэтом. Присутствие Булата Окуджавы и Михаила Козакова в качестве камео привносят в картину налёт документальности. Именно так воспринимаются их разговоры за стаканом чая, рассуждения Козакова о воплощении образа Пушкина на экране, наполненные ностальгией песни-стихи Окуджавы. В этой теплой атмосфере, наполненной высокой духовностью и отчасти некоторым эстетством, наши герои чувствуют себя легко и комфортно.
Спокойное течение, можно даже сказать идиллию, нарушает появление некого Климова (Александр Абдулов). Поначалу он наблюдает за происходящим на заднем плане, а затем вторгается в жизнь Алексея и Тани со своими циничными рассуждениями о Пушкине и Дантесе, переворачивая всё с ног на голову, оправдывая Дантеса и представляя Пушкине законченным ловеласом. Поначалу Алексей тактично возражает ему, поясняя, что Пушкин не мог оказаться на месте Дантеса ни при каких обстоятельствах, а затем Климов начинает его по-настоящему раздражать.
Однако Климов идёт дальше. И тут перед зрителями словно воскресают тени прошлого. Климов, словно Дантес, вносит разлад в семью Алексея. Любовный треугольник? Да, полноте! Любовный треугольник возникает, когда есть любовь, Климов же действует абсолютно бездушно, по-хамски, упиваясь своим цинизмом. Александр Абдулов и Роман Балаян представляют этого персонажа, как абсолютное Зло, с которым предстоит столкнуться главному герою. В то времякак сам Алексей выведен положительным романтиком, тонко чувствующим прекрасное. Как уязвлённый романтик он, подобно Пушкину, вызывает Климова на дуэль… Вот только дуэль так и не состоится, а вместо этого будет придуманная смерть своего противника…
В своё время по поводу фильма развернулась нешуточная дискуссия. Некоторые посчитали героя Янковского слабаком и неудачником. Сам же Роман Балаян так высказался о главном герое:
«В «Талисмане» я обратился к герою, который уже определился. Результат — по сравнению с Макаровым — оказался ещё драматичнее. Герой «Полётов», переживая кризис, себя не обманывал. А в «Талисмане» он вдруг заново посмотрел на себя. Первоначально, ещё в заявке Рустама Ибрагимбекова, были убитый человек, милиция, следствие. Мне реальная дуэль мешала. Но несостоявшаяся, как в фильме, нужна была мне для того, чтобы ещё раз возвеличить гениального человека, который гениально жил. Может быть, моя попытка наивна, впрочем, и её я не стыжусь. Я был поражён, когда на обсуждении «Талисмана» один критик, да ещё женщина, сказала: «Здесь герой празднует труса». Боже мой, мы показали мучения человека, который идёт не убивать, а умирать. Сомнения Алексея коснулись всех его представлений о себе. В нём вдруг как бы всё «село», пошатнулось. Не мог же он себя убить! Вот и вылетела эта дурацкая фраза: «Я вызываю вас на дуэль». То была игра с самим собой, и он бросил жребий. Критики, правда, решили, что он либо дурак, либо трус».
Фильм Романа Балаяна явился грустным размышлением о добре и зле, любви и коварстве, предвосхитив наступающую эпоху 90-х, времени духовного кризиса и утраты идеалов…
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.