Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Историко-биографический фильм "Хождение за три моря" / "Journey Beyond Three Seas"

Режиссеры: Ходжа Ахмад Аббас, Василий Пронин.
Сценаристы: Ходжа Ахмад Аббас, Мария Смирнова.
Операторы: Евгений Андриканис, Владимир Николаев, Рамчандра Сингх.
Композиторы: Анил Бисвас, Борис Чайковский.
Художники: Михаил Богданов, Геннадий Мясников, Ачхрекар.
СССР, Индия. Производство: Мосфильм, Naya Sansar. 1958.

Хождение за три моряДвухсерийная кинокартина совместного производства советских и индийских кинематографистов снята по путевым заметкам русского путешественника и первооткрывателя Афанасия Никитина. В XV веке тверской купец Афанасий Никитин первым из европейцев совершил уникальное путешествие в Индию, не только проложив торговый путь, но и оставив после себя подробные описания этой страны – её политического строя, обычаев, культуры и быта.

Премьера: 25 января 1958 (Москва, СССР).

Награды:
Приз за лучшую работу художника от журнала Filmfare.

Главные герои:
Афанасий Никитин (Олег Стриженов)
Чампа (Наргис)
Сакарам (Балрадж Сахни)
Махмуд Гаван, великий визирь (Притхвирадж Капур)
Лакшми (Падмини)
Деад Хан, наместник (Дэвид Абрахам)
Ширбана Хасан Бек, посол (Пи Джайрадж)
отец Чампы (Манмохан Кришна)
мать Чампы (Ачала Сачдэв)

Другие персонажи:

мать Афанасия (Варвара Обухова)
отец Афанасия Никитина (Борис Терентьев)
Михайло Замков (Виталий Беляков)
Евсей Иванович, тверской купец (Степан Каюков)
Каменев, тверской купец (Иван Жеваго)
тверской купец (Владислав Баландин)
тверской купец (Всеволод Тягушев)
Василий Панин (Никифор Колофидин)
Иван III, великий князь Московский (Леонид Топчиев)
Мигуэль (Всеволод Якут)

Дуняша (Ия Арепина)
сестра Афанасия (Л. Боровикова)
сестра Афанасия (Л. Полякова)
святой отец (Михаил Трояновский)
писарь (Рашид Кхан)
купец-индус (Виктор Колпаков)
купец (Александр Кузнецов)
купец (Лев Лобов)
посол (Михаил Семенихин)

Озвучивание: Владимир Кенигсон.

Былина об Афанасии Никитине

Хождение за три моряФильм «Хождение за три моря» своим появлением обязан сложившейся в середине ХХ века политической обстановке. После получения независимости в 1947 году Индия стала налаживать контакты с другими странами. Сближение с Советским Союзом произошло чуть позже – в середине 50-х, с наступлением, так называемой, «хрущёвской оттепели». Именно на этой почве и возникла идея создания первого совместного советско-индийского широкоформатного художественного фильма, положив в его основу путевые записки тверского купца, путешественника и исследователя Афанасия Никитина.

Афанасий Никитин – уникальная личность. Он первым из европейцев, кто ещё в XV веке, совершив путешествие в далёкую Индию, провёл серьёзное исследование культуры, обычаев, быта, политического устройства этой страны, оставив после себя подробные записи. Его книга, впоследствии переведённая на многие языки мира, стала важнейшим историко-культурологическим памятником. И потому о ком ещё, как не нём, должен был быть поставлен первый совместный фильм кинематографистов наших Индии и Советского Союза.

Авторы фильма бережно отнеслись к литературному первоисточнику. Вместе с тем они сумели преподнести путешествие, как увлекательное, насыщенное многими событиями путешествие, что придало кинокартине краски эпичности. На главную роль Афанасия Никитина был приглашён знаменитый отечественный актёр Олег Стриженов. Он создал образ очень светлого и доброго человека, наделённого упорством, волей, внутренней силой, пытливым умом, общительностью и состраданием, а также огромной любовью к своей Родине. Его герой на пути в Индию, куда направляется по торговым делам, преодолевает многочисленные трудности. В итоге он теряет попутчиков и товары, но не впадает в уныние. Добравшись до своей цели, он знакомится с людьми, непривычным для себя жизненным укладом, демонстрируя свою открытость и дружелюбие и получая в ответ такое радушное отношение со стороны простых жителей.

Образ Никитина, конечно же, кинематографически идеализирован. С другой стороны, о реальном прототипе помимо его записок ничего не известно, и это даёт полное право на художественный вымысел. Главное, что он вполне соответствует как литературному первоисточнику, так и общему замыслу фильма, который в итоге предстаёт в виде некой былины, полусказочной фантазии на тему легендарного путешествия.

Хождение за три моряКонечно, в отдельные моменты в кинокартине проскальзывают и театральность, и излишний пафос, но надо отдать должное времени, когда создавался фильм. Кстати, о времени. Удивительно, но при существующем в Советском Союзе атеизме, образ Афанасия Никитина наполнен искренней верой в Господа Бога, которую не удаётся сломить никому. При этом его вера ни в коем случае не вступает в противоречие с религиозными учениями, распространёнными в Индии (которым также подробно уделено место в фильме). Наоборот, в кинокартине подчёркивается, что общий посыл всех верований сводится к тому, что человек должен следовать дорогой добра и гуманизма. И это также является объединительным моментом для всех людей.

Фильм создавался интернациональной командой, в которую входили как индийские, так и советские кинематографисты. Режиссёров было также двое: с индийской стороны Ходжа Ахмад Аббас, с советской Василий Пронин. В итоге получился очень зрелищный сплав двух культур. Не обошлось и без традиционных для индийского кинематографа музыки, песен и танцев, придавших фильму соответствующий колорит.

Фильм «Хождение за три моря» был высоко оценён, как зрителями, так и специалистами. Он был удостоен приза за лучшую работу художника от журнала Filmfare, а также номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Венецианского фестиваля.

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.