Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Исторический фильм "Гусарская баллада"
Режиссер - Эльдар Рязанов. В ролях - Лариса Голубкина, Юрий Яковлев, Николай Крючков, Виктор Кольцов (Кутаков), Игорь Ильинский, Антоний Ходурский, Татьяна Шмыга, Лев Поляков, Владимир Ширяев, Алексей Полевой, Юрий Белов, Валентин Брылеев, Феликс Яворский, Владимир Трошин, Роман Хомятов, Юрий Киреев, Михаил Орлов, Валерий Денисов. СССР. 1962.
Фильм "Гусарская баллада" - страна любви, где добро побеждает зло, а талант никогда не останется незамеченным.
Написанная драматургом Александром Гладковым комедия "Питомцы славы" рассказывала о том, как молодая предприимчивая дворянка в 1812 году отправилась бить французов, пришлась в военном 1941 году ко двору, в одночасье стала популярной, автор, правда, удостоился сначала Сталинской премии, а через несколько лет был отправлен в лагеря за хранение антисоветчины. Далее на эту же тему шел уже не менее популярный спектакль на сцене театра Советской Армии. И, наконец, в начале шестидесятых годов режиссер Эльдар Рязанов сделал беспроигрышный ход - экранизировал успешную пьесу в героическую комедию "Гусарская баллада" при поддержки Ивана Пырева, добившегося разрешения постановки и уговорившего сниматься в роли поручика Ржевского Юрия Яковлева, открыв для советского зрителя - легкое приключенческое кино со скачками, перестрелками и остановкой карет, которое в Союзе еще не делалось, но спрос на такие фильмы уже назрел. Так что мосфильмовский ответ популярной французской студии "Gaumont" на ее экшн с Жаном Марэ вроде "Тайн Бургундского двора" в виде "Гусарской баллады" о храброй кавалерист-девице Шурочке Азаровой (ее прообразом стала Надежда Дурова) был обречен если не на успех, то на должное внимание уж точно...
Герои сериала:
Шурочка Азарова (Лариса Голубкина) - "корнет Азаров".
Дмитрий Ржевский (Юрий Яковлев) - поручик Ржевский.
Иван (Николай Крючков) - слуга Азаровых.
Азаров (Виктор Кольцов (Кутаков) - дядя Шурочки Азаровой.
Михаил Илларионович Кутузов (Игорь Ильинский) - фельдмаршал.
Граф Нурин (Антоний Ходурский).
Пьер Пелымов (Лев Поляков).
Луиза Жермон (Татьяна Шмыга).
Партизан поющий песню "Давным-давно" (Владимир Трошин).
А также:
Винсенто Сальгари (Владимир Ширяев) - испанский лейтенант.
Генерал Балмашов (Алексей Полевой).
Партизан в синем мундире (Юрий Белов).
Партизан в красном мундире (Валентин Брылеев).
Станкевич (Феликс Яворский) - партизан.
Партизан в синем мундире с малиновыми вставками (Роман Хомятов).
Партизан с повязкой на глазу (Михаил Орлов).
Давыд Васильев (Валерий Денисов) - вожак партизан.
Адъютант Кутузова (Владимир Балон).
Раненый адъютант фельдмаршала (Владимир Гусев).
О героях.
Актеры в комедийной картине "Гусарская баллада" утверждались на роль, только продемонстрировав умение держаться в седле, так как цирковые жеребцы-актеры на воле становились просто "бешеными".
Гусарский поручик Дмитрий Ржевский, актер Юрий Яковлев, лихой красавец заочно был помолвлен с племянницей графа и был не очень рад будущей встречи с жеманной модницей. "Я не наездник, да и сидеть с радикулитом в седле - задача не из легких… Я тогда много работал в театре, выпускал две премьеры, и меня отпускали на съемку лишь на два-три часа. А в разгаре была очень холодная зима и вот очередная съемка — с моим радикулитом меня вынимали из машины, сажали на лошадку. Знаменитый цирковой наездник Дуганов подбадривал: "Не волнуйтесь, Юрий Васильевич, это очень смирная лошадка! А та посмотрела на меня таким бешеным глазом! Ничего себе смирная лошадка… Ну, взяли меня в гусарском костюме и без предупреждения с ходу водрузили на эту лошадку и скомандовали: "В атаку, марш!" Я скачу и чувствую, что правой ногой в стремя не попадал. Значит, нет упора, нельзя удержаться в седле. Я начал тихонечко сползать и услышал сзади крик Дуганова: "Ты уж не падай, а то раздавят ненароком!" Я держусь, шашку отбросил, обнял шею лошади – мы несемся неведомо куда. И вдруг она остановилась как вкопанная. А я, как мешок, слетел с нее. Это, наверное, осталось самое яркое воспоминание от съемок…" Яковлев Юрий Васильевич родился 25 апреля 1928 года в Москве, в 1952 году окончил театральное училище имени Бориса Щукина, с 1952 года — актер академического театра имени Евгения Вахтангова. Юрий Яковлев - "Народный артист РСФСР", "Народный артист СССР".
Шурочка Азарова, актриса Лариса Голубкина, — воспитанница двух старых вояк — отлично держалась в седле, умела фехтовать и стрелять без промаха. Игра Ларисы Голубкиной в этой роли была отшлифована до мельчайших деталей, поэтому каждым ее движением и каждым жестом можно было наслаждаться бесконечно. Герои-женщины в кино, как правило, жили в тени мужских персонажей, порой даже второстепенных. Но не в случае с "Гусарской балладой". Прекрасная, блистательная Шурочка затмевала не только всех фельдмаршалов и генералов вместе взятых, но и легендарного поручика. Возможно, корнет Голубкиной — то редкостное исключение, что не опровергало правило, а именно подтверждало его. Лариса Голубкина училась на втором курсе ГИТИСа, когда ей поступило предложение Эльдара Рязанова сняться в "Гусарской балладе": "Предложение меня тогда просто вдохновило. Я неслась на "Мосфильм" как сумасшедшая. Мне казалось, что роль Шурочки полностью совпала с моим характером, с моим настроением. До меня на эту роль пробовалось много актрис, талантливых, превосходных, но меня выручила моя молодость и внешние данные. Шурочка — гусар-девица; когда на меня надели гусарский мундир, он сидел на мне будто влитой. Помню, меня заставляли целыми днями ходить в мужском костюме и вырабатывать мужскую походку. Я с удовольствием тренировалась в верховой езде, с радостью выходила на съемочную площадку... А мой папа, не одобрявший мой профессиональный выбор, после выхода фильма "Гусарская баллада" изменил свое отношение к актерской профессии, и стал гордиться своей дочерью..." Голубкина Лариса Ивановна родилась 9 марта 1940 года в Москве, окончила Московское музыкальное педагогическое училище дирижерско-хоровое отделение в 1959 году и ГИТИС в 1964 году, отделение музыкальной комедии, с 1965 года Лариса Голубкина - актриса Центрального академического театра Советской Армии, с 1991 года "Народная артистка РСФСР".
Иван, актер Николай Крючков, - слуга Азаровых, верный старший друг и помощник Шурочки Азаровой, который ради нее готов был и в огонь, и в воду..., старый вояка он научил Шурочку отлично держатся в седле, и фехтовать, и стрелять без промаха. Крючков Николай Афанасьевич родился 06 января 1911 года в Москве, в рабочей семье с Красной Пресни, учился актерскому мастерству при Московском центральном ТРАМе (театр рабочей молодежи), до 1933 года Николай Крючков служил в труппе этого же театра, с 1934 года — актер киностудии Межрабпомфильм (ныне — киностудия имени Горького), затем — театра-студии киноактера. Николай Крючков был одним из самых снимаемых актеров советского кино, с 1950 года - "Народный артист РСФСР", с 1965 года - "Народный артист СССР". Николай Крючков ушел из жизни 13 апреля 1994 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Граф Азаров, актер Виктор Кольцов, - воспитатель и любимый дядя Шурочки Азаровой. Кольцов (Кутаков) Виктор Григорьевич родился 11 ноября 1898 года, в 1928 году окончил театральное училище при театре имени Вахтангова (впоследствии — училище имени Б.В.Щукина), с 1924 года Виктор Кольцов — артист театра имени Вахтангова, с 1936 года - педагог Щукинского училища, "Народный артист РСФСР". Виктор Кольцов ушел из жизни 25 января 1978 года, похоронен на Даниловском кладбище...
Михаил Илларионович Кутузов, актер Игорь Ильинский, - фельдмаршал: "После нашумевшей "Карнавальной ночи" Рязанову было очень трудно "пробить" мою кандидатуру на роль фельдмаршала Кутузова в другом его фильме "Гусарская баллада". "Как? — возмущались киноначальники. — Огурцова в фельдмаршалы? Ни за что!". Но на выручку режиссеру пришел Пырьев: "Ты — снимай, а если что — всю ответственность беру на себя". Рязанов так и поступил, а когда отснятый материал показали "кому положено", вопросы об Ильинском отпали сами собой. Кутузов получился просто замечательный. "И занавеску этак вот… пониже", а как он мялся перед тем, как спросить у корнета: "Вы — женщина?!" — и сам испугался своего вопроса. А действительно, спросить такое у парня-солдата, смелость надо иметь точно генеральскую..." Ильинский Игорь Владимирович родился 24 июля 1901 года в Москве, в 1917 году поступил в театральную студию, руководимую Ф. Ф. Комиссаржевским, и в этом же году, в связи с отменой советской властью восьмигодичного обучения, завершил свое среднее образование в частной гимназии Флеровых, с 1918 года стал актером театра ХПСРО, далее служил в ряде московских театров: "Летучая мышь", Никитском театре оперетты, Первом государственном театре для детей, Теревсате, МХАТе; принимал участие в спектаклях губернского театра Пролеткульта. Игорь Ильинский - "Народный артист РСФСР", "Народный артист СССР", ушел актер из жизни 13 января 1987 году, похоронен актер в Москве на Новодевичьем кладбище...
Граф Нурин, актер Антоний Ходурский, - ярко исполнил роль немного слащавого, явно не подготовленного к военной службе графа... Ходурский Антоний Марцельевич родился 3 октября 1903 года в Батуми, сценическую деятельность начал в 1921 году в Одесском "Театре революционных исканий" (Теревиск), где участвовал в эксцентрическом дуэте с Леонидом Утесовым, в котором уже тогда знаменитый певец по условиям игры восседал на горбу гордого своей ношей начинающего актера, далее была служба в Саратовском, в Воронежском, Пензенском театрах. Антоний Ходурский - "Народный артист РСФСР", ушел из жизни 23 февраля 1972 года, похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища...
Пьер Пелымов, актер Лев Поляков, партизан, был особенно хорош и заметен во встрече его и Жермон в партизанском лагере, когда Пьер сидел в карете спокойный, отрешенный от всего, с книгой в руках, и даже перстень на его пальце придавал ему какую-то загадочность, он также спокойно, твердо, с достоинством отвечал на страстные объяснения Луизы: "Я даже придумала себе историю жизни моего героя Пелымова, вообразив, что он не просто был офицер-партизан, а потомок знатной фамилии, князь или граф, а, возможно даже близок был и к императорскому двору..." Поляков Лев Александрович родился на Украине 24 апреля 1927 года в Моршанске, в 1958 году окончил ВГИК и поступил в театр-студию киноактера, где и начал активно сниматься в кино. Лев Поляков - один из самых снимаемых киноактеров 1960-1970-х годов, "Народный артист России" с 2000 года, ушел из жизни 26 января 2001 года, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище...
Луиза Жермон, первая и единственная кинороль Татьяны Шмыги, - красавица Жермон. "Хуже всех, наверное, пришлось мне на съемках... у меня от такой ядреной искусственной зимы стали слезиться глаза и покраснел нос. Я - аллергик..." Шмыга Татьяна Ивановна родилась 31 декабря 1928 года в Москве, в 1953 году окончила ГИТИС имени А.В. Луначарского, где успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.М. Туманова и С. Штейна, получив специальность "артистка музыкального театра", сразу же по окончании вуза была принята в труппу Московского театра оперетты, прославив в последствии не только себя, но и знаменитую труппу на весь мир... Татьяна Шмыга - "Народная артистка СССР", ушла актриса из жизни 3 февраля 2011 года в Москве, похоронена 7 февраля на Новодевичьем кладбище неподалеку от Олега Янковского, Вячеслава Тихонова и Ирины Архиповой.
Партизан, поющий песню "Давным-давно", актер Владимир Трошин. Владимир Константинович Трошин родился 15 мая 1926 года в рабочем поселке Михайловское Свердловской области, в 1947 году окончил школу-студию МХАТ и тогда же был принят в труппу МХАТа, в 1955 году вышел на эстраду с исполнением песен советских композиторов, и песни в исполнении Владимира Трошина зазвучали по радио с утра до вечера, в эти годы он спел более пятисот произведений! Владимир Трошин - "Народный артист РСФСР". Владимир Трошин ушел из жизни 25 февраля 2008 года, похоронен актер 28 февраля на Троекуровском кладбище столицы.
Сюжет фильма "Гусарская баллада".
Веселый, патриотичный фильм - водевиль "Гусарская баллада" учил быть смелыми, уверенными в себе, милосердными, а также верить в друзей:
"Ведет нас жизнь дорогой длинной,
Смеяться, плакать, иль не плакать — все равно,
Когда звучит припев старинный:
Давным — давно, давным — давно, давным — давно".
В комедии наглядно были показаны одни из самых замечательных качеств русских людей: истинный патриотизм ("За Родину готовы умереть. Счастливей под луною доли нет, чем смерть за Родину, не правда ли, корнет?"), милосердие к поверженному врагу ("Я дал ему свой полушубок"), да и чего греха таить, кое-какие прославленные вредные привычки ("Опять штабной? Прислали б водки лучше")...
А под нескладной "мальчишеской" оболочкой сюжета билось горячее молодое сердце Шурочки Азаровой, которая решила блеснуть на балу в маскарадном костюме гусара и по нелепой случайности попалась в нем на глаза своему жениху, бравому поручику Ржевскому, последний по незнанию своему принял Шурочку за настоящего гусара… и вот тут-то и началась полнейшая неразбериха в их отношениях. Шурочка, воспитанная двумя старыми вояками, при полном гусарском обмундировании, чувствующая себя комфортнее, чем в розовом платьице с рюшами, под личиной своего "кузена" просто вошла в доверие к поручику Ржевскому, которого откровенно раздражало навязчивое и неестественное поведение "нареченной" обыкновенной светской барышни, и поэтому ему куда приятнее было общаться с "корнетом Азаровым", которому он "как брату верил".
А Шурочка даже на войне не прекращала маскарада, что в принципе было оправдано с одной стороны — в то время женщины категорически не допускались к службе в армии (Кутузов даже хотел уволить Шурочку из армии только за то, что она — женщина). Но с другой - оброненное напоминание Шурочки о себе самой, то бишь "о кузине" стало причиной крупной ссоры с завравшимся Ржевским, которому только и надо было, что выглядеть солиднее в глазах товарищей. Масла в огонь подлил и безбожный флирт Ржевского и мадемуазель Жермон, Шурочка отчаянно заревновала, и ревность едва не довела ее до дуэли с женихом...
За кадрами фильма.
Часть событий фильма "Гусарская баллада" происходили в усадьбе небогатого помещика. Как ни странно, найти подходящую усадьбу оказалось делом довольно нелегким. Сохранились дворцы крупных аристократов, князей, а небольших поместий особо и не было, их варварски уничтожили в революционные и послереволюционные годы. После долгих поисков все же была случайно обнаружена роща вековых лип — первый признак старого дворянского гнезда. Но самого дома уже не существовало. Роща укрывала полуразвалившуюся церквушку и заросший пруд. Церковь тогда перестроили в здание усадьбы, вековые липы стали парком, пруд очистили, установили скульптуры, разбили клумбы, посадили цветы, возвели ограды, и получится красивое и изящное поместье майора Азарова, дяди героини. Художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников справились с этим на славу.
Из воспоминаний Эльдара Рязанова: "Одним из героев моего фильма, вернее, героинь, должна была стать полная тонкого очарования русская природа. Я хотел, чтобы у зрителя возникало чувство: за такую прекрасную землю надо драться и умирать! Поэтому выбору натуры уделялось особенно тщательное внимание. Мы с оператором Леонидом Крайненковым и художниками не успокоились, пока не наткнулись на холмистые, с перелесками и открывающимися далями исконно русские пейзажи".
Большой проблемой на съемках фильма "Гусарская баллада" стали лошади (во ВГИКе тогда верховой езде не обучали), понадеялись группу циркачей под руководством Михаила Туганова, но цирковые лошади умели выступать в тепле и бегали по кругу против часовой стрелки. А тут мороз, сугробы, ветер…к тому же жеребцы оказались очень темпераментными, "приставали" к любой кобыле. Рязанов холил мрачнее тучи – бледный, замученный… Хватался за голову: "Тяжело! Какой я дурак, что согласился! Натура уходящая, лошади бешеные".
На роль поручика Ржевского пробовалось много известных актеров, и Яковлев оказался в числе последних и самых понравившихся Рязанову, что тот даже забыл задать ему любимый и нужный вопрос о лошадях… А зря: исход первого же эпизода с участием поручика Ржевского едва не стал летальным: по прибытию поручик Ржевский не только удивил всех вопросами о том, что такое "проскок и подпруга", он просто свалился после того, как общими усилиями и с таким трудом был посажен на лошадь. Когда же кони рванули — уцепился за шею лошади обеими руками… актера тогда от неминуемой гибели спасло только актерское умение концентрироваться в одну секунду, но уже через несколько дней Юрий Яковлев уже уверенно держался в седле, а Рязанов перестал причитать: "Какой я дурак, что согласился на это все…"
Артисты фильма "Гусарская баллада", выехавшие на пленер, быстро раздобрели на санаторном пятиразовом питании и свежем воздухе, и когда Пырьев посмотрел отснятый материал, то пришел в ужас: "Где вы нашли эти сытые уродливые рожи упитанных "партизан"?". Среди "партизан" был тогда Юрий Белов, после медового месяца, который снимался, чтобы… отоспаться, а глядя на него, другие артисты тоже научились спать в седле в ожидании начала съемок...
Худсовет фильма "Гусарская баллада" возражал против Игоря Ильинского в роли Кутузова, считая комедийного артиста негодным для роли полководца. Однако отстоять его кандидатуру, Рязанову удалось схитрить и отстоять кандидатуру: сцену проезда Кутузова перед войсками, по сюжету происходившую зимой, снимали поздней весной, снег буквально через пару дней весь растаял, а переснять сцену с другим актером было уже невозможно...
Интересные факты.
В фильме "Гусарская баллада" была настоящая охота за снегом: сперва снимали в тени, там где сугробы таяли медленнее, затем углубились в леса… Снег даже пришлось подвозить на машинах: эпизод ночной драки в усадьбе Азаровых снимался уже в конце апреля, снега уже совсем не осталось, пришлось весь двор усадьбы засыпать опилками, мелом и нафталином, крышу покрасили в белый цвет, эти преобразования совсем не порадовали Татьяну Шмыгу, исполнительницу роли красавицы Жермон: у нее от такой ядреной зимы слезились глаза и покраснел нос, актриса была аллергиком…
Фильм "Гусарская баллада" стал лидером проката в 1962 году (1731 копия, 2 место) — 48.64 млн. зрителей, занял по посещаемости 40-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката...
На роль Шурочки Азаровой в фильме "Гусарская баллада" пробовались Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, Валентина Малявина, а на роль Ржевского - Александр Лазарев, Сергей Юрский, Вячеслав Тихонов. При этом сам Рязанов склонялся к кандидатуре Юрского, но того не утверждал худсовет...
Прототипом жизненной истории Шурочки Азаровой в фильме "Гусарская баллада" стала реальная история Надежды Дуровой (Все дрессировщики Дуровы - ее потомки). Надежда Дурова была не единственная женщина, которая участвовала в кампании 1812 года, Надежда Дурова же поступила в Конно-польский полк в качестве вольноопределяющегося (добровольца из дворян - на должность рядового) под именем Александра Соколова, узнав о ее подвигах, император Александр I официально разрешил ей служить в армии, Надежда Дурова дослужилась до кавалера Знака отличия Военного ордена и произведена была за свой подвиг. Надежда Дурова убежала из отцовского дома не только из-за высокого патриотизма, все гораздо проще и банальнее - ей не хотелось повторять размеренную жизнь молодых девиц ее круга, раз и навсегда распланированную на годы вперед: замужество, семья и прочее, прочее... Конечно, жизнь настоящей Надежды Дуровой была отнюдь не столь романтична, как судьба Шурочки Азаровой...
Образ, созданный Яковлевым - поручик Ржевский положил начало целой серии анекдотов про поручика Ржевского, и это не есть ли самая большая награда актеру - переход созданного им образа в жизнь в виде анекдотов. Это заслуга Актера с большой буквы. Чапаев, поручик Ржевский и Штирлиц - это феномен и большая заслуга актерского труда...
Киноляпы.
Снят фильм, чего греха таить, был немного наивно: обмундированной массовки кое-где не хватало, французы как один прекрасно изъяснялись на русском, доля условности в тех самых "комбинированных съемках" приближалась к театральному уровню, да и монтаж похрамывал откровеннее, но это и было принято, и соответствовало в советские пятидесятые-шестидесятые...
"А девкой был бы краше" — слова Кутузова вполне можно было адресовать не только Шурочке, но и самой "Балладе": если все действия сюжета перенесли бы в салоны и ограничили бы демонстрацию оружия лишь ножнами гусарских сабель, обертка могла бы получится более изысканной и правдоподобной.
Автор – Алексей Генералов