Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Альтернативная история "Дуэль. Пушкинъ - Лермонтовъ"

Режиссер: Денис Банников
Сценарист: Денис Банников
Россия, 2014 г.

Дурак Великие русские поэты Пушкин и Лермонтов погибли на дуэли. А что если бы они остались живы? Режиссер Денис Банников представляет на суд зрителей альтернативную историческую реальность, в которой Пушкин дожил до преклонных лет и отошел от вольнодумства, Лермонтов - ветеран Крымской войны, в которой Россия одержала победу, Грибоедов пишет продолжение "Горе от ума", а Россией правит император Николай I.

Отталкиваясь от этого режиссер поднимает в фильме важные вопросы - Что представляет собой великий художник, который пережил свою эпоху? Что есть Гений в России? Что есть в ней Гражданин? Россия и мир. Художник и Власть. Порочный свет и чистые души. Высокие идеи и низкое лицемерие...

Премьера: 13 сентября 2014 (кинофестиваль "Амурская осень" в Благовещенске), февраль 2015 (широкий прокат)

Главные герои:
Александр Пушкин (Александр Карпов)
Михаил Лермонтов (Геннадий Яковлев)
Александр Бенкендорф (Евгений Лазарев)
Густав фон Берг (Арнис Лицитис)
Наталья Гончарова (Светлана Агафошина)
Наташа, младшая дочь Пушкина (Мария Баева)
госпожа N.A. (Жанна Воробьёва)
госпожа N.N. (Елена Соловьева)
Александр Грибоедов (Вячеслав Невинный-мл.)
Пётр Вяземский (Иван Пилипенко)
император Николай Первый (Виталий Максимов)

Другие персонажи:

Мария Пушкина (Любовь Гульчеева)
Дантес (Рихард Леперс)
Лев Толстой (Владимир Балашов)
Николай Мартынов (Сергей Пиоро)
Полли Фикельмон (Симма Богарт)
Бонапарт (Александр Науменко)
Банкомет (Александр Булейко)
Князь Аристарх Владимирович (Владимир Меньков)
глухая баронесса-датчанка (Людмила Яковлева)

Муза (Оксана Горностаева)
Данзас (Григорий Светлорусов)
Д’Аширак (Денис Бондарков)
Дубельт (Евгений Черников)
адъютант Николая I (Даниил Кристин)
Нахимов (Александр Бобков)
M-me Puis (Елена Горбачева)
русский ангел на поле боя (Елизавета Рожкова)>

В иной реальности

Дуэль. Пушкинъ - ЛермонтовъВсе мы знаем Пушкина, как молодого, жизнелюбивого, темпераментного поэта-бунтаря, чью жизнь оборвала пуля Дантеса. А каким бы он стал, оставшись жив? Оставался бы он таким же двадцать лет спустя, или же превратился бы в консерватора? Такого не может быть? Отнють! Бунтарская молодость очень часто перерастает в мудрый консерватизм... В исторической альтернативе Дениса Банникова Пушкин предстает немолодым человеком, давно уже ничего не сочиняющим, почивающим на лаврах прошлого, пишущим по заказу императора Историю дома Романовых. И бунтарского в нем не осталось абсолютно ничего, хотя былая дерзость все еще чувствуется. А еще он мучается от ревности, не в силах забыть Дантеса, и изводит этим свою жену...

В совершенно неожиданном свете предстают и Лермонтов, испытывающий кризис в творчестве и находящий отдушину в карточных играх, из-за чего он пограз в долгах. Отпечаток на его жизнь наложило участие в Крымской войне, воспоминания о которой болью отражаются в его душе. Война перевернула и его мировоззрение, и ныне Лермонтов вместо обличения существующего режима клеймит Запад и его прихлебателей в лице Герцена. Здесь, кстати, явно прослеживаются аналогии с сегодняшним днем, и ситуация с Герценом поразительно напоминает нынешних либералов, из зарубежа льющих грязь в адрес нашей страны.

Дуэль. Пушкинъ - ЛермонтовъДа, известные нам поэты выглядят совершенно непривычно, но... при этом очень узнаваемо. Это прослеживается и во внешнем облике (стоит сказать огромное спасибо актерам, сумевшим точно соответствовать эпохе), и в их поведении, и, что самое главное, в том, как они изъясняются. И дело тут даже не в хорошей русской речи (что само по себе немаловажно), а в том как точно и как тонко, составлены диалоги, абсолютно соответствующие персонахам. Как блестяще стилизованы стихотворения, которые вполне могли бы звучать из уст настоящих поэтов. При этом авторы фильма ни в одном моменте не допускают цитирования, а ведь к такому соблазну скатиться было бы очень легко... И вот уже спустя какое-то время ловишь себя на мысли, что эти новые Пушкин, Лермонтов, Грибоедов становятся такими родными, близкими, а главное такими живыми и понятными! Перед нами настоящие Личности с достоинствами и недостатками, а не забронзовевшие идолы. Именно поэтому в эту альтернативную реальность начинаешь верить...

Но для чего все это? Сам по себе сюжет не имеет какой-то особой динамики. Неторопливое действие разворачивается в салонах и в гостинных, где звучат постоянные диалоги. Порой действие переносит зрителя в некие метафорические места (поле с гильотинами, балкон, на котором Дантес соблазняет Наталью Гончарову). Но и эти метафоры вполне органично ложатся в полотно повествования. А оно дает вдумчивому зрителю почву для самых разных размышлений о нашем обществе, о роли в нем Поэта и гражданина, и еще о многом другом. Все эти темы анонсированы в аннотации к фильму, и нет нужды повторяться. Надо просто смотреть и слушать, и, может быть, не один раз.

Самые сильные сцены, как и полагается, ждут зрителей в финале. Поначалу между Пушкиным и Лермонтовым разворачивается поэтическая дуэль, наблюдать за которой доставляет истинное удовольствие. А затем словесная дуэль перерастает в настоящую. Мы видим Пушкина, взбешенного от того, что в глубине души он понимает правоту слов Лермонтова, но не в силах признаться в этом самому себе. Видим Лермонтова, который не может поднять руку на своего друга, и на отца девушки, в которую влюблен... Все окончится хорошо. И Пушкин будет торопливо записывать у себя на манжете строчки, которые принесла ему поэтическая муза, наверное, впервые после долгого простоя...

Удивительный, дерзкий, умный фильм, который, впрочем, вряд ли понравится людям зашоренным, не способным абстрагироваться от привычного и взглянуть на реальность под другим углом.

Фото из фильма

Игорь BIN

Моя оценка - 9 из 10

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.