Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Драма "День ангела"

Режиссер: Станислав Говорухин
Сценарист: Сергей Тарасов
СССР. Производство: Одесская киностудия. 1968

День ангела Фильм Станислава Говорухина – одна из первых попыток в советском кинематографе создания фильма-катастрофы. Действие разворачивается в начале 1907 году. В трюме пассажирского парохода, следующего через Атлантический океан, вспыхивает пожар. Перед капитаном встаёт задача спасения пассажиров и команды…

Премьера: 27 января 1969

Персонажи фильма:
капитан "Цесаревича" (Иван Переверзев)
Иван Антонович старший помощник (Николай Крючков)
штурман Салин (Евгений Жариков)
Назымов (Анатолий Азо)
Симона Валери, певица (Наталья Фатеева)
Грызлов, купец (Борис Андреев)
секретарь Грызлова (Константин Ершов)
Денисов (Роман Хомятов)
Млинский (Александр Роговин)
Сазонов (Пётр Соболевский)

жена Саши (Ингрида Андриня)
доктор (Валентин Кулик)
штурман (Виктор Уральский)
инженер-механик (Иван Жеваго)
боцман (Михаил Васильев)
старый матрос (Григорий Михайлов)
матрос (Николай Федорцов)

матрос (Пётр Кононыхин)
официант (Сергей Сибель)
Саша, пассажир (Станислав Бородокин)
певица (Светлана Живанкова)
певец (Валентин Баглаенко)
пассажир (Александр Каменко-Александровский)
дама с бриллиантами (Неонила Гнеповская )

Фильм о долге, чести и ответственности

День ангелаОдин из первых фильмов режиссёра Станислава Говорухина «День ангела», как заявлено в титрах, был поставлен по мотивам рассказа Бориса Житкова «Механик Салерно». Впрочем, от этого короткого рассказа в сюжет попала разве что общая идея. Перенеся действие с итальянского парохода на российский, создатели фильма развили эту историю до полноценной полнометражной ленты.

По сюжету в трюме российского пассажирского парохода «Цесаревич» вспыхивает пожар. Возгорается бертолетова соль, которую за соответствующее вознаграждение согласился перевести старпом. Погасить пожар не удаётся, температура в трюме растёт, и до взрыва остаются считанные часы. Положение осложняется и тем, что поблизости нет судов, к которым можно обратиться за помощью. Капитан принимает решение идти по направлению к оживлённым торговым маршрутам, а команде даёт задание строить плоты для спасения людей, так как шлюпок на всех не хватит…

Фильм получился достаточно нетипичным для советского кинематографа тех лет. Как правило, героями отечественных картин становились советские граждане, здесь же в качестве героев выступили капитан и экипаж российского судна царского периода. Зато данный момент развязал руки режиссёру и актёрам, позволив создать интересные и многогранные образы. Капитан корабля в исполнении Ивана Переверзева получился человеком долга, готовым ради спасения пассажиров идти на любые, пусть даже жестокие меры. Так ради сохранения спокойствия на судне он выбрасывает за борт паникёра, а во время погрузки на плоты стреляет в другого пассажира, сеющего панику, и тем самым наводит порядок. Другую главную роль – старпома Ивана Антоновича – исполнил Николай Крючков. Его героем стал опытный морской волк, который, тем не менее, пошёл на поводу у своей жадности, что и привело впоследствии к страшному пожару. Иван Антонович долго не может признаться в этом капитану, а в финале, испытывая муки совести сам выносит себе приговор.

Видимо, для необходимой политкорректности в сюжет фильма был введён персонаж, отсутствующий в рассказе – а именно революционер Денисов, тайком провозящий запрещённую литературу. Мужественный, с пылающим взором (всё, как полагается) – именно таким он предстал в исполнении Романа Хомятова. К счастью, далее по ходу сюжета режиссёр не развивает революционную тему, не отвлекая тем самым зрителя от основной темы и не скатываясь к пропаганде. Деятельность Денисова сводится к обнаружению пожара, а затем к дальнейшей помощи при строительстве плотов. О его революционности зритель вспомнит лишь, когда агент охранки обратится к капитану с требованием его ареста и получит на это отказ.

Основная часть экранного времени уделяется капитану и старпому. Остальные персонажи выступают вторым планом. Их характеры лишь намечены. Однако мастерство актёрского состава позволяет одним-двумя мазками рисовать живые, запоминающиеся характеры представителей разных классов и сословий. Это и штурман Салин (Евгений Жариков), по приказу капитана отвлекающий и развлекающий пассажиров, и разорившийся дворянин (Анатолий Азо), сохраняющий спокойствие даже в самые критические моменты, и очаровательная оперная певица Симона Валери (Наталья Фатеева), и шумный купец Грызлов (Борис Андреев), и поплатившийся за своё любопытство и паникёрство Сазонов (Пётр Соболевский). Все персонажи очень разные и по-своему интересные.

Третьим планом выступает команда парохода – матросы. И это тоже не однородная масса. Кто-то выполняет свой долг по спасению пассажиров, напрягая все силы, кто-то поддаётся панике и пытается сбежать с корабля. Всё, как в жизни…

Конечно, по зрелищности картина Станислава Говорухина «День ангела» уступает более поздним фильмам-катастрофам советского и зарубежного кинематографа. Это и понятно – жанр фильма-катастрофы в нашем кино в то время ещё не был развит (на память приходит лишь одна лента подобного жанра - «713-й просит посадку» 1962 года выпуска). Создатели не обладали ни соответствующими технологиями, ни значительным бюджетом. Зато режиссёр располагал потрясающими актёрами, лучшими представителями отечественной киношколы. Сосредоточившись, прежде всего, на разговорных сценах, ему удалось снять действительно увлекательный, драматичный фильм с напряжённым сюжетом. Фильм о мужестве и долге, об ответственности и профессионализме наших моряков...

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN и сайт igrovye-apparati-vulcan.com/

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы