Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Сериал "Дело гастронома №1"
Режиссер - Сергей Ашкенази. В ролях - Сергей Маковецкий, Михаил Пореченков, Мария Шукшина, Дарья Михайлова, Юлия Пересильд, Игорь Черневич, Владимир Симонов, Валерий Афанасьев, Илья Иосифов, Светлана Рябова, Сергей Векслер, Юрий Осипов. Россия. 2011.
Сериал "Дело гастронома №1" - драма человека, ставшего жертвой своей эпохи.
Семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века, последние десятилетия советской власти, эпоха "застоя" и нарождающиеся перемены, недалекое прошлое российской страны имело большое число интересных особенностей, захватывающих, а иногда и таинственных событий, которые так и просились в основу сюжетов многих художественных фильмов или сериалов самых разных жанров.
Одним из таких знаковых событий ушедшей эпохи стало задержание, осуждение и казнь в начале 1980-ых годов директора "Елисеевского" магазина №1 Москвы, а значит и всего СССР, пятидесяти восьмилетнего фронтовика, ставшего жертвой системы и пешкой в политической игре - Юрия Соколова. Интереснейшая манера киноподачи времени: не угнетающий Советский Союз, а просто жизнь, в которой в дефиците побывало в разное время все, кроме, может быть, спичек и трехлитровых банок с березовым соком, и какая-то несоветскость: опрятные улыбчивые продавщицы в крахмальных халатах и шапочках, высокие потолки с лепниной, сияющие витрины и главное - полные прилавки!
Детективно-исторический восьмисерийный телесериал "Дело гастронома №1", который талантливо сумел уйти от сухого документализма и выйти на нормальный художественный: отличный сценарий, отличная актерская игра, на хорошем уровне события, нравы, стиль жизни 80-ых достоверна и реальна до мелочей, стал очередной работой известного режиссера Сергея Ашкенази и продюсера кинокомпании "Star Media" Виталия Бордачева: "Дело гастронома № 1" — это драма о человеке, ставшем жертвой своей эпохи. История ареста и казни реального директора "Елисеевского" Юрия Соколова была очень ярким показательным делом 80-х годов, и до сих пор кажется парадоксальной суровость вынесенного приговора. На фоне этих событий, ставших уже частью истории, мы сумели построить мелодраматическую любовную линию, не имеющую ничего общего с жизнью Юрия Соколова в реальности. Таким образом, наш сериал — это не воспроизведение или копирование истории, это самостоятельное художественное произведение о трагедии личности".
Герои сериала:
Георгий Беркутов (Сергей Маковецкий) - директор гастронома №1;
Павел Скачко (Михаил Пореченков) - майор КГБ;
Зоя Платонова (Мария Шукшина) - заместитель директора гастронома;
Лида Беркутова (Дарья Михайлова) - жена Георгия;
Маша Скачко (Юлия Пересильд) - жена Павла Скачко.
О героях.
Сюжет драматического многосерийного фильма "Дело гастронома №1" был основан на реальных событиях, о которых в начале 1980-ых говорила вся страна. Героев этой остросюжетной ленты сыграли звезды российского кинематографа: Сергей Маковецкий, Михаил Пореченков, Мария Шукшина и другие.
Роль Георгия Беркутова, директора гастронома №1 сыграл Сергей Маковецкий. Это одна из его наилучших ролей. Обаяние, речь и могущество, которое продемонстрировал Маковецкий, попросту завораживала. Во время просмотра всего сериала хотелось, чтобы все было хорошо с этим героем, он попросту хотел жить в том мире, в который попал: "Он воровал, и ему было очень стыдно как у Ильифа и Петрова". Маковецкий Сергей Васильевич родился 13 июня 1958 года в Киеве. После окончания школы в 1975 году Сергей Маковецкий попытался поступить в Киевский театральный институт имени Карпенко-Карго, но неудачно. На следующий год он стал студентом Московского театрального училища имени Бориса Щукина, класс Аллы Казанской и Владимира Поглазова, который в 1980 году будущий актер успешно закончил. В том же 1980 году Сергей Маковецкий стал актером Театра имени Евгения Вахтангова, параллельно стал работал и в других театрах: Романа Виктюка, МТЮЗе, антрепризах. В 1992 году Сергею Маковецкому присвоили звание "Заслуженный артист Российской Федерации", а в 1998 году - "Народный артист России".
В роли Павла Скачко, майора КГБ, расследовавшего злополучное дело гастронома №1, выступил другой, не менее известный актер отечественного кинематографа, Михаил Пореченков. В этой картине актер исполнил роль не какого-то там качка, а роль разумного, чуточку простоватого следователя, человечность которого на редкость удивляла, ведь он - сотрудник КГБ. Герой Пореченкова попросту желал очистить свою страну, при этом, сам того не желая, задевал шрапнелью всех, кто был рядом. Пореченков Михаил Евгеньевич родился 2 марта 1969 года в Ленинграде, в семье военнослужащего. После окончания школы поступил в Таллиннское военно-политическое училище, но за 10 дней до выпуска был отчислен за многократные нарушения дисциплины. Отслужил срочную службу в Советской Армии, в стройбате. В 1996 году, после окончания ЛГИТМиКа, курс В.М. Фильштинского, поступил на службу в Санкт-Петербургский театр "На Крюковом канале", а затем был принят в труппу Академического театра имени Ленсовета. В 2002 году Михаил Пореченков дебютировал на сцене МХТа им. Чехова в спектакле "Утиная охота". В 2003 году актера приняли в труппу Московского Художественного театра имени А.П. Чехова. В 2006 году Михаилу Пореченкову присвоили звание "Заслуженный артист РФ". Михаил Пореченков работал на телевидении ведущим программ: "Запретная зона", "Битва экстрасенсов", "Кулинарный поединок". Актер женат вторым браком, у него две дочери и сын.
Плюсами сериала стало участие в нем женских персонажей, настоящих и романтических, честных и нежных. Эти женщины однозначно были достойны любви и защиты. Блестящий актерский профессионализм и тяжелая судьба их героинь дали свои киноплоды.
Очаровательная актриса Дарья Михайлова талантливо сыграла роль преданной жены Беркутова. Михайлова Дарья Дмитриевна родилась 22 февраля 1965 года в Москве. В кино начала сниматься с десяти лет, дебют состоялся в фильме "Голубой портрет". В 1985 году Дарья Михайлова окончила Театральное училище имени Б.В. Щукина, курс Т.К. Коптева. Актриса работала в театре имени Евгения Вахтангова, театре "Современник", в театре "Школа современной пьесы". А еще Михайлова преподает актерское мастерство в Театральном училище имени Б.В. Щукина.
Роль заместителя директора гастронома, главной соперницы жены Беркутова Зои Платоновой досталась талантливой актрисе Марии Шукшиной. Мария Васильевна Шукшина родилась 27 мая 1967 года в Москве, в семье Василия Шукшина и Лидии Федосеевой-Шукшиной. Впервые появилась на экране, когда ей было полтора года, в фильме отца "Странные люди", а немного позже - в "Печках-лавочках". После окончания школы, Мария поступила на факультет переводчиков Института иностранных языков им. Мориса Тореза, и после его окончания стала работать переводчицей и брокером на Российской сырьевой бирже. Перелом в судьбе Марии Шукшиной произошел после встречи с режиссером Петром Тодоровским, который предложил ей роль в картине "Такая чудная игра". Продюсер ОРТ Сергей Шумаков пригласил Марию Шукшину поработать ведущей проекта "Жди меня", на что актриса сразу же согласилась и ни разу не пожалела о работе на этой программе, несмотря на то, что съемки иногда были очень тяжелы эмоционально. В 2008 году Марии Шукшиной присвоили звание "Заслуженная артистка России".
Восходящая звезда экрана Юлия Пересильд исполнила роль супруги полковника Скачко. Пересильд Юлия Сергеевна родилась 5 сентября 1984 года в Пскове. После одиннадцатого класса девушка поступила в Псковский педагогический институт на факультет русской филологии, где проучилась один год. В 2006 году Юлия Пересильд окончила режиссерский факультет РАТИ (ГИТИС), мастерскую О.Л. Кудряшова. С 2007 года — актриса Театра наций, кроме того она играла в театре "Школа современной пьесы", сотрудничала с Театром на Малой Бронной.
Сюжет сериала "Дело гастронома №1".
Чтобы получить достоверную информацию, создатели сериала "Дело гастронома № 1" работали в архиве с документами, с которых до сих пор не снят гриф секретности. В фильме была показана трагедия одной семьи и интриги в высших эшелонах власти, громкий уголовный процесс и тайны партийной номенклатуры. 1980-е годы были весьма интересны и даже остросюжетны с точки зрения истории. Череда смертей: Брежнев, Андропов, Черненко, а самое главное невероятный товарный дефицит. Этот фильм рассказал зрителям, насколько было трудно простому, честному человеку раздобыть нормальные продукты. Основная мысль фильма - чтобы выжить в те времена, очень часто приходилось делать вещи, которые расходились с внутренними мотивами человека. Через сериал прошла и драматическая линия. Все по закону жанра, по которому все взаимосвязано, и документальные факты не могли идти отдельно от художественных. За восемь серий промелькнуло множество разнообразных событий.
Задумка режиссера – это жизнь конкретного человека в рамках конкретной исторической эпохи. Директор гастронома Георгий Беркутов представлен чуть ли не героем, хоть по закону он самый настоящий преступник. Он давал и брал взятки, но при этом оставался честным, добрейшим человеком, просто в силу обстоятельств он не мог вырваться из порочного круга, как бы этого не хотелось. Таким он прошел через семь серий, а в восьмой его просто "сломали", но не тюрьма это сделала, а самая простая человеческая обида, у которой не было времени ждать окончания политических нюансов. Дело в том, что директор "Елисеевского" изначально был выбран на роль жертвы.
Громкое дело о незаконных валютных операциях и огромных взятках должно вызвать неслыханный общественный резонанс, и никого не заботило, что строптивый директор мог оказаться той щепкой, которая "летит", когда рубят лес. Виновен или невиновен (а в советской торговле допускали нарушения абсолютно все), тут не имело ни малейшего значения. К власти в стране шел и пришел новый секретарь – Юрий Андропов. Ему нужна была показательная казнь известного человека, и Юрий Соколов на эту роль полностью подходил. Цель – напугать, но не народ, а сановников, ведь большинство столичных бонз "кормились – подкармливались" именно в гастрономе №1. Так что никакой речи о сроке заключения не шло. Директор должен был быть показательно убит, в назидание остальным. Что и произошло...
За кадром сериала.
Чтобы воссоздать эпоху, памятную многим, декораторы сериала "Дело гастронома №1" проделали огромную работу: были сшиты костюмы тех времен, подняты архивные документы, номера выходивших газет, найдены выпуски теле и радиопередач. По замыслу киноиздателей все: от костюмов до автомобилей — должно было точно соответствовать эпохе. Автором сложнейших декораций, построенного Елисеевского магазина стал Владимир Наместников.
Небывалая жара и сильный смог, накрывшие Москву в 2010 году, придали драматичным сценам размытые линии, легкий туман, рассеянный солнечный свет, что создало необходимую атмосферу таинственности и напряженности без всяких спецэффектов.
Сериал "Дело Гастронома № 1" изначально стал претендовать на звание одного из самых дорогостоящих проектов кинокомпании "Star Media", для его съемок потребовалось воссоздать не только внутренний интерьер одного из самых роскошных магазинов страны, но и обеспечить ассортимент товаров, характерный для его заваленных дефицитом прилавков. Специально для фильма "Дело Гастронома № 1" не только шили костюмы тех годов, искали "Волги" и "Москвичи" тех лет, но и заказывали архивные газеты, радиопередачи и видеоматериалы. У одного из коллекционеров был найден и желтый "Мерседес" — точно такой, на котором ездил настоящий директор "Гастронома №1" Юрий Соколов.
Интересные факты.
По словам продюсера Виталия Бордачева: "Прослушивание актеров на ведущие роли на большой и сложный проект давался нелегко. Хотелось отобрать лучших из лучших. Однако главная роль Беркутова с самого начала планировалась для Сергея Маковецкого, потому что его сходство по характеру и типажу с прототипом было просто феноменально. Точно также и на роль Зои Краско сразу утвердили Марию Шукшину и только ее".
Историческая справка - Московский Гастроном № 1 действительно мог по праву считаться первым гастрономом не только столицы, но и всего Союза. По меткому выражению тех лет, "оазис в продовольственной пустыне СССР", он демонстрировал на своих прилавках небывалое изобилие и богатый ассортимент товаров.
Директору Московского Гастронома №1, позже переименованного в "Елисеевский", Юрию Соколову, а также его заместителю и заведующим отделами, было предъявлено обвинение "в хищении продовольственных товаров в крупных размерах и взяточничестве". Суд над руководящей верхушкой знаменитого Гастронома привлек внимание общественности не только в стране, но и за рубежом. Призванное стать флагманом в борьбе с коррупцией, дело велось с особым пристрастием, и не давало шансов на благополучный исход для подсудимых. Московский "Гастроном №1" исправно снабжал отборными деликатесами партийную верхушку и творческую, научную, военную элиту страны. Однако, как выяснило следствие, через руки директора гастронома проходили и огромные взятки, которыми он делился с сильными мира сего. Приговор поразил своей суровостью. Заседание Коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР по делу Соколова и других "материально ответственных лиц гастронома №1" проходило за закрытыми дверями. Юрий Соколов 11 ноября 1984 года был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией имущества.
Режиссер сериала "Дело Гастронома №1" Сергей Ашкинази был точен не только во внешних деталях, но и верно передал факты реальной истории. Так, например, Юрий Соколов, прототип главного героя, Георгия Беркутова, действительно отбывал тюремное заключение по ложному обвинению.
Киноляпы.
Киноляпы, которые не заметили консультанты, были замечены поклонниками сериала "Дело Гастронома №1".
В кадре появление хронически небритого следователя КГБ Скачко – актер Михаил Пореченков, вызвало у зрителей улыбку, так как щетина у майора КГБ сравнима была только с "бородатой и патлатой балериной".
Висевший в кабинете чиновницы портрет незабвенного Брежнева был почему-то только с четырьмя звездами "Героя" на груди. А ведь Леонид Ильич был единственным в мире человеком, у которого было пять звезд.
В сериале прозвучала песня "Тоска" Юрия Лозы, хотя она была записана лишь в 1984-ом году.
В одной из сцен по радио объявили об окончании снегозадержания, а события того времени проходили летом.
Автор – Алексей Генералов