Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Музыкальная комедия "Берегите женщин"

Режиссеры: Виктор Макаров, Александр Полынников.
Сценаристы: Анатолий Козак, Виктор Макаров.
Операторы: Аркадий Повзнер, Александр Полынников.
Композитор: Юрий Антонов.
СССР. Производство: Одесская киностудия. 1981.

Берегите женщин2-х серийная музыкальная история молодого журналиста-практиканта Евгения, отправленного коком на буксир «Циклон», где экипаж целиком состоит из девушек. Здесь Евгений находит любовь и настоящих друзей.

Премьера: октябрь 1981 г.

Главные герои:
Женя Масловский, студент-дипломник, будущий журналист (Андрей Градов)
Люба, капитан буксира «Циклон» (Марина Шиманская)
Оля, боцман буксира «Циклон» (Светлана Пенкина)
Галя, матрос буксира «Циклон» (Елена Тонунц, в титрах - Елена Кокалевская)
Валя, моторист буксира «Циклон» (Галина Веневитинова)
Костик, инженер судоремонтного завода, бас-гитарист ансамбля «Девятый вал» (Игорь Скляр)
Вадим, сварщик судоремонтного завода, руководитель и ударник ансамбля «Девятый вал» (Юрий Захаренков)
Сергей, инженер судоремонтного завода, клавишник ансамбля «Девятый вал» (Альгис Арлаускас)

Другие перснажи:

Остапенко, заведующий культмассовым сектором (Юрий Кузьменко)
Гиви Максимович Айвазов, зам.начальника портофлота, отец Гали (Гиви Тохадзе, озвучил Леонид Каневский)
дядя Вова, заведующий продскладом портофлота, отец Оли (Юрий Медведев)
Игорь Константинович, инженер судоремонтного завода, отец Вали (Игорь Ефимов)
Слава Блиничкин, клавишник ансамбля «Девятый вал» (Вячеслав Иванов)

секретарь комитета комсомола (Виталий Лищук, озвучил Владимир Герасимов)
Валерия Степановна, начальник портофлота (Елена Козелькова)
Николай Николаевич, отец Любы (Семён Крупник)
начальник охраны порта (Евгений Филатов)
девушка в клубе (Наталья Бузько)

Вокал:
Юрий Антонов (песни: «Море», «Берегите женщин», «Двадцать лет спустя», «Всему свое время», «Наша жизнь», «Не забывай»)
Сергей Беликов (песня: «Радуга»)

Лёгкая комедия под шлягеры Юрия Антонова

Берегите женщинИдея создания фильма «Берегите женщин» принадлежит сценаристу Анатолию Козаку. Долгое время он активно работал в кинохронике, писал сценарии и дикторские тексты к документальным фильмам и сюжетам. Во время одной из командировок на металлургический завод его поразило то, какую тяжёлую физическую работу в литейном цеху выполняют женщины-формовщицы. Это показалось ему столь противоестественным, что он тут же задумал написать сценарий фильма, содержащий протест против использования женского труда на тяжёлых работах.

Первоначально сценарий, названный им «Берегите женщин», повествовал о бригаде девушек литейного цеха. В одну из них влюблялся парень, комсомольский вожак. Вместе со своими друзьями он вступал в борьбу с костным начальством за переоборудование горячего цеха и улучшение условий работы девушек.

Со своим сценарием Анатолий Козак обратился на «Мосфильм», полагая, что сюжет о рабочем классе, о комсомольцах, будет востребован. Но там идею встретили прохладно. Не нашёл поддержки Козак и на других киностудиях. Так бы и остался сюжет «Берегите женщин» нереализованным проектом, если бы кто-то не подсказал Козаку обратиться на Центральное телевидение. Там его идея нашла понимание, и в результате было принято решение снимать фильм на Одесской киностудии.

Берегите женщинПрибыв в Одессу, побывав в порту и проникнувшись морской романтикой, Анатолий Козак понял, что сюжет надо срочно менять. Куда интереснее, романтичнее, ярче и свежее он будет выглядеть, если действие перенести из литейного цеха на морской буксир, под крики чаек и корабельные гудки. А если добавить ещё и песни! С этим решением Козак прибыл на киностудию, где уже подумывали отказаться от фильма. Новый поворот все встретили с воодушевлением. Козаку дали на переделку сценария неделю, но он пообещал сделать всё за три дня, и процесс был запущен.

Поначалу в качестве режиссёра фильма был утвержден Виктор Макаров, работавший на ленинградском телевидении и до этого не имевший опыта в кино. Однако у Макарова съёмки не заладились – подготовительный период затянулся, были проблемы с утверждение актёров, подбором музыки. В результате, спасая фильм, руководство пошло на замену режиссёра, назначив Александра Полынникова. работавшего на Одесской киностудии оператором. Полынников в срочном порядке отправился в Москву, где договорился с Юрием Антоновым об использовании в фильме его песен.

На главную мужскую роль был утверждён Андрей Градов. На его счету уже было с десяток работ в кино (в том числе главная роль в военно-патриотическом фильме «Голубые молнии» и роль второго плана в знаменитом телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя»). Героем Градова стал студент-журналист, направленный на практику в порт. Интеллигентному парню приходится выполнять абсолютно непривычную для себя работу кока, и на этом строится немало комических ситуаций.

Участников самодеятельного ансамбля «Девятый вал» Костика, Вадима и Сергея сыграли молодые и на тот момент ещё малоизвестные актёры Игорь Скляр, Юрий Захаренков и Альгис Арлаускас.

Берегите женщинНа роли девушек – членов экипажа буксира «Циклон» были утверждены Светлана Пенкина, Елена Тонунц и Галина Веневитинова. Из них наибольший опыт в кино имена Светлана Пенкина, которая приобрела широкую известность благодаря фильму «Хождение по мукам», где сыграла одну из главных ролей Катю Булавину. Там её героиня была аристократкой, светской львицей. В «Берегите женщин» она создала совершенно противоположный образ – грубовато-мужиковатой боцманши Оли, чем, вероятно, сильно удивила своих поклонников.

Галина Веневитинова, исполнившая роль моториста Вали, была исключительно театральной актрисой, выступавшей на сцене Московского ТЮЗа, и не имевшей опыта в кино. Незадолго до съёмок в «Берегите женщин» она узнала о страшном диагнозе - лимфосаркоме. Тем не менее, актриса дала согласие на съёмку. После «Берегите женщин» она снялась ещё в одном фильме – «Просто ужас!». А в 1983 году её не стало.

Елена Тонунц первоначально пробовалась на главную женскую роль капитанши Любы. Но в итоге ей досталась роль матроса Гали. В этом образе актриса действительно была более убедительна - её героиня получилась эдакой бесшабашной морячкой, легко порхающей по всему буксиру. Правда, актриса сильно уступала в росте своим партнёршам, и, чтобы сильно от них не отличаться, в некоторых сценах ей приходилось надевать под брюки высокие каблуки.

Берегите женщинС исполнительницей главной женской роли было сложнее всего. После того, как отвергли кандидатуру Елены Тонунц, её заменила Алёна Яковлева. Однако, проработав пару дней, она отказалась от дальнейших съёмок. Время поджимало, и тут в Одессу к своему мужу Альгису Арлаускису приехала его супруга актриса Марина Шиманская. Авторы фильма тут же предложили ей попробоваться на роль Любы.

Шиманская отлично подошла под образ неприступной, холодноватой красавицы-капитанши. Правда, имела одна незадача – актриса была беременна, и если в начале съёмок это было незаметно, то затем животик стал явно проявляться. Пришлось, в отличие от других девушек, снимать главную героиню либо по пояс, либо в таких ракурсах, где беременность не бросалась в глаза.

Ещё одним главным героем фильма стал буксир «Циклон». Судно было построено ещё в 1944 году в Нью-Йорке. Тогда он назывался «ST490». В 1947 году буксир в числе других судов был передан по ленд-лизу СССР. Перейдя через Атлантический океан, он получил новое название «Циклон» и прописку в Одессе. На момент съёмок он оставался рабочим судном, единственным сохранившимся из той партии буксиров.

Берегите женщинНатурные съёмки фильма проходили в Одессе с августа по ноябрь 1980 года. Павильонные съёмки осуществлялись в декабре в Ялте, а окончательный монтаж - в 1981 году. Премьера фильма состоялась по Центральному телевидению в октябре 1981 года.

Простенький, непритязательный сюжет не обещал комедии «Берегите женщин» какого-то успеха, но произошло обратное – фильм не просто запомнился, но и полюбился миллионам зрителей. В этом есть определённая заслуга молодых обаятельных актёров, исполнивших главные роли, но основную долю в успех кинокартины, конечно же, внесли песни Юрия Антонова. Блестящие шлягеры придали фильму особый настрой, сделав его светлым и романтичным, весёлым и одновременно оставляющим приятное послевкусие лёгкой грусти.

Сотрудничество с кинокомпанией оказалось полезным и самому Юрию Антонову. До 1980 года певец и композитор уже был известен слушателям, но имели проблемы с телевидением, куда его не пускали. После выхода на экраны комедии «Берегите женщин», который одобрил сам председатель Гостелерадио СССР Лапин, всё кардинально изменилось. Песни из фильма, прозвучавшие с экранов на всю страну, принесли Антонову огромную популярность, ознаменовав в его карьере начало эпохи всенародной славы и любви.

Фото из фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.

Использованные материалы:
Анатолий Козак, «Как родился сюжет фильма «Берегите женщин», «Вечерняя Одесса» №56-57, 25.05.2017.