Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Мелодрама "Барышня-крестьянка"
Режиссер: Алексей Сахаров
Сценаристы: Александр Житинский, Алексей Сахаров
Россия. Производство: Роскомкино, Мосфильм, РИТМ (кинокомпания «Мосфильм»). 1995
г.
Мелодрама "Барышня-крестьянка" поставлена режиссером Алексеем Сахаровым по одноименной повести А.С.Пушкина. Действие картины происходит в сельской местности. Главная героиня Лиза, дочь помещика Муромского, узнает, что в соседское имение приезжает молодой барин Алексей Берестов. Она хочет с ним познакомиться, но этому мешает давняя ссора их отцов. Тогда Лиза наряжается крестьянкой и отправляется в лес, где каждый день гуляет Алексей...
Премьера: 26 мая 1995 г.
Награды:
Гран-при и приз за лучшую женскую роль (Е.Корикова) ОРКФ «Киношок-95» (Анапа)
Большой специальный приз жюри игровых фильмов, приз «Золотой Феникс» Гильдии актеров
кино России (реж. А.Сахаров) МКФ «Золотой Витязь-95»
Приз жюри (Е.Корикова, в числе пяти актеров) КФ «Литература и кино-96» (Гатчина);
Приз Киноакадемии «Ника» за 1995 год в категориях «лучшая работа художника по
костюмам» (В.Ильина), «лучшая работа художника-постановщика» (Л.Кусакова), «лучшая
музыка к фильму» (В.Комаров)
Пушкинская премия (к 200-летию рождения поэта)
Главные герои:
Лиза Муромская (Елена
Корикова)
Алексей Берестов (Дмитрий
Щербина)
Григорий Иванович Муромский (Леонид
Куравлёв)
Иван Петрович Берестов (Василий
Лановой)
Настя (Екатерина Редникова)
мисс Жаксон (Людмила
Артемьева)
Другие персонажи:
Павел Петрович Рощин (Евгений
Жариков) |
Амалия,
сестра Колбиной (Светлана Аманова) |
Нравы нашей старины
Режиссеры взялись за непростое дело - экранизировать пушкинскую «Барышню-крестьянку». И дело даже не в том, что передать пушкинский дух не просто, сама по себе повесть небольшая и на полнометражный фильм не тянет. Тем не менее им это удалось. Дописанные диалоги и придуманные сцены вполне органично легли в пушкинскую канву повествования, ни чуть не испортив ее, а наоборот украсив и обогатив. Получилась очень светлая, добрая картина: тишь, безмятежность, забавные, добродушные, мудрые помещики, изнеженные праздностью их дети, жизнерадостные, работящие, довольные своей жизнью крестьяне (словно вовсе и не крепостные) и природа… Просто до нереальности сказочно-красивая природа (съемки фильма частично проходили в усадьбе Братцево, что на северо-западе Москвы)… Словом настоящая пастораль, идиллия, сказка. Ну, а почему бы и нет? Ведь сама повесть Пушкина и была написана в таком ключе.
Подбор актеров просто великолепен. Лиза в исполнении Елены Кориковой – абсолютно чистая, романтическая натура. Она вошла в тот возраст, когда, став уже взрослой девушкой, еще сохранила детскую непосредственность, задор, ребячливость. Даже ее кокетство с Берестовым настолько по-детски невинное и искреннее, что растопит сердце любого мужчины. Словом, настоящая пушкинская героиня, и трудно предположить, кто бы мог сыграть эту рольлучше, нежели Елена Корикова.
Под стать ей и Алексей Берестов, которого сыграл Дмитрий Щербина. Молодой, красивый, статный. Прямо таки гусар! Да он и рвется в гусары, сетуя на то, что жизнь помещика совершенно не для него, и здесь, в деревне, он скучает. Правда, это его рвение тоже из области романтики. И скучает он лишь на официальных приемах отца, где его пытаются сосватать за очередную помещичью дочку. Он манерно зевает, изображая из себя Чайлд-Гарольда. Но, вырвавшись на сельский простор, наслаждается жизнью: ходит на охоту, пугает, купающихся в озере девок, играет с крепостными в горелки. Какая уж тут тоска?
Их отцы Муромский и Берестов – яркая, колоритная парочка, которых исполнили легенды отечественного кинематографа, без преувеличения великие актеры Леонид Куравлёв и Василий Лановой. На первый взгляд – совершенное несоответствие типажу: Куравлев с совершенно русской внешностью в роли Муромского, поклонника всего западного, европейского, и статный, интеллигентный, прямо таки европейский красавец-аристократ Лановой в образе поборника всего русского Берестова. Однако именно эта нелепость и позволяет зрителю относиться к их пристрастиям с долей иронии. И вся их вражда – не более чем забавнаяблажь. Ни какие они не Монтекки и Капулетти, и при первом удобном случае охотно мирятся, находя друг в друге родственную душу.
Еще одно точное попадание в образ – Екатерина Редникова в роли Насти, служанки Лизы. Бойкая, задорная, острая на язык и знающая себе цену девушка. Ее кокетство – совершенно иного плана, нежели Лизино. Это поведение уже сформировавшейся молодой женщины, которая знает, что хочет. В отношении с Лизой Настя выступает в роли верной спутницы и подруги,относится к ней с заботой и любовью, но, вместе с тем соблюдает необходимую дистанцию, полагаемую служанке. Очень хорошо характеризует ее один, казалось бы, непримечательный эпизод, когда она наблюдает за Лизой, которая в крестьянском платье репетирует встречу с Берестовым. Ее взгляд полон иронии и словно говорит: «Что, барышня, в крестьянку поиграть захотели? Ну-ну…»
В роли мисс Жаксон выступила Людмила Артемьева, известная своими ролями, исполненными на грани гротеска и эксцентрики. Здесь же, напротив, она играет сдержанно, органично вписываясь в образ чопорной английской гувернантки. Вместе с тем чувствуется огромная любовь актрисы к своему персонажу, что, несомненно, передается и зрителю. Мисс Жаксон со всеми своими западными манерами кажется здесь такой же уместной, понятной и родной.
Из эпизодических ролей стоит упомянуть парня в красной рубахе, играющего с другими парнями и девками в горелки. Внимательный зритель узнает в этом здоровяке еще не располневшего Станислава Дужникова, который спустя шесть лет приобретет первую известность благодаря фильму «ДМБ», а еще через несколько лет прославится на всю страну ролью Лени Воронина из ситкома «Воронины».
P.S. Даже не верится, что этот фильм был создан в середине 90-х, когда в нашей стране редко выходили хорошие картины. «Барышня-крестьянка» и сегодня смотрится совершенно современно.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.