Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Фильм-катастрофа "713-й просит посадку"

Режиссер: Григорий Никулин (старший)
Сценаристы: Алексей Леонтьев, Андрей Донатов
СССР. Производство: Ленфильм. 1962

713-й просит посадку Остросюжетный фильм Григория Никулина считается первым советским фильмом-катастрофой. Действие разворачивается на самолёте, совершающем трансатлантический перелет. Экипаж корабля оказывается таинственным образом усыплен. Пассажиры, находящиеся на борту, представляют собой разношёрстную публику, но перед лицом опасностти они сплачиваются...

Премьера: 15 апреля 1962

Главные герои:
доктор Рихард Гюнтер (Владимир Честноков), скрывающийся под именем Филипп Дюбуа из Гааги
Генри (Отар Коберидзе, озвучил Артем Карапетян), доктор права, безработный юрист, окончил Принстоун
Иржи (Лев Круглый), хроникер
Эва Пристли (Людмила Абрамова)
детектив (Николай Корн)
коммивояжер, фармацевт (Ефим Копелян)
Тереза (Людмила Шагалова)
пастор (Иосиф Конопацкий)
медсестра-индианка (Зана Занони)

вьетнамская девушка (Нонна Тен)
дон Лопес (Александр Барушной), экс-диктатор, сбежавший из латиноамериканской страны
филуменист (Оскар Линд)
сомневающийся пассажир (Рэм Лебедев)
американский морской пехотинец (Владимир Высоцкий)
стюардесса (Эве Киви)
командир экипажа (Владимир Марьев)
второй пилот (Александр Момбели)
лётчик Жак (Юрий Дедович)
радист (Юрий Енакян)

штурман (Аркадий Волгин)
молодая жена (Ирина Губанова)
американец-молодожен (Константин Худяков)
уснувший пассажир (Александр Виолинов)
американец (Сергей Голованов)
американка (Нина Агапова)
господин с рыбками (Аркадий Оберберг)
девочка-индианка (Лиля Мурадова)
Фреди (Алик Францев, озвучила Маргарита Корабельникова)
бармен (Владимир Казаринов)

Первый советский фильм-катастрофа

713-й просит посадкуНачало 60-х - время так называемой "оттепели", характеризующееся либерализацией режима, принесло в массы интерес к миру запада. Советский кинематограф отреагировал на это рядом фильмов, в которых воспроизводилась западная жизнь. Естесственно, кинокартины носили ярко выраженный пропагандистский и антибуржуазный характер. К числу данных фильмов стоит отнести и остросюжетную киноленту Григория Никулина "713-й просит посадку", в основу которой лёг рассказ французского писателя М.Побера "Шесть страшных часов в самолете". Данный рассказ был опубликован в 1959 году в журнале "Юный техник" и основывался на реальном событии, произошедшем на одной из зарубежных авиалиний.

Сюжет фильма нёс в себе элементы психологической драмы, детектива, триллера и характерные черты фильма-катастрофы, что для советского кинематографа было в новинку. Не случайно его считают первым советским фильмом-катастрофой. И хотя сам по себе сценарий был откровенно слаб, имел немало ляпов и демонстрировал немало антикапиталлистического пафоса, но заданная остросюжетность привлекла к фильму живое внимание зрителей. Также стоит отметить блестящую игру прекрасных актёров - по-настоящему выдающихся мастеров , представителей разных поколений советского кинематографа, которые в значительной мере спасли кинокартину.

Героями картины стали пассажиры авиалайнера, оказавшиеся перед угрозой смерти. Каждый из персонажей этой разношёрстной публики был по-своему интересен. Мужественного доктора Рихарда, бегущего непонятно от кого и скрывающегося под другим именем сыграл Владимир Честноков. В роли ироничного, элегантного красавца, безработного юриста Генри выступил Отар Коберидзе. Также стоит отметить красавицу с выразительными глазами Эву Пристли (Людмила Абрамова), эффектного коммивояжера-фармацевта (Ефим Копелян), эксцентричную пассажирку Терезу (Людмила Шагалова), вьетнамскую девушку, мечтающую учиться в Советском Союзе (Нонна Тен), застенчивого филумениста (Оскар Линд), модную стюардессу (Эве Киви), забавного пассажира, пытающегося сберечь своих аквариумных рыбок (Аркадий Оберберг), медсестру-индианку (Зана Занони) и других персонажей.

В фильме снялся и молодой Владимир Высоцкий, на тот момент ещё мало кому известный (к тому времени у него за плечами было лишь две небольших роли в кино). Его героем в фильме стал американский морской пехотинец. Надо отметить, что образ был прописан не вполне убедительно и мало соответствовал внутренней энергетике Высоцкого. Лучшие работы этого большого Мастера были ещё впереди...

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.

Фото из фильма

Анна Тубеншляк о съёмках фильма

Из сборника "Владимир Высоцкий в кино",1989.

713-й просит посадку Анна Тубеншляк : "В картине "713-й просит посадку", где я работала вторым режиссером, в мои обязанности входил подбор актеров. Только в этом качестве я и была знакома с Володей, но до сих пор отношусь к нему с огромным уважением.

Как-то я была в Московском театре Пушкина и обратила внимание на молодого человека с гитарой - у него было очень любопытное, неординарное лицо. Если честно говорить, я даже не помню, в каком спектакле я его видела, - у него там была проходная роль. Вот так я и познакомилась с актером этого театра Володей Высоцким, записала его координаты и сказала, что обязательно вызову его на пробу. Всенепременно. С этим мы и распрощались.

Там же я встретила Бориса Петровича Чиркова, который в то время тоже работал в Театре Пушкина и с которым я очень много лет была в самых дружеских отношениях. Он спросил меня:

- Кого выудила?
- Высоцкого!
- Он парень одаренный, но ты с ним натерпишься.

Володя только начал работать в Театре Пушкина, но, очевидно, показал себя в каких-то делах не лучшим образом. Я не стала выяснять, в каких именно, потому что, честно говоря, меня это не волновало: меня всегда прежде всего интересовал сам актер.

Володя приехал на пробы в Ленинград. По-моему, он пробовался в один день с Валентином Гафтом. Гафт пробовался на роль, которую позже отдали Отару Коберидзе - и первым прошел пробу. А вторым пробовался Володя. Он просто подошел к камере, спел какую-то песню, был очень контактен, очень как-то располагал к себе, и мы все решили: а что нам еще искать? Есть прелестный молодой человек с неординарной внешностью, - давайте мы его и утвердим. И Володя в числе других актеров был утвержден на роль молодого солдата американской морской пехоты.

Режиссер фильма Григорий Георгиевич Никулин был хорошо подготовлен к этой картине. Для меня было совершенно неожиданным - хотя я давно работаю в кино - увидеть такие карты режиссерской разработки: в них были точно указаны и кресла в самолете, и кто в каком кресле сидит, и в каком кадре кто занят. Словом, работать было легко: вечером я точно знала, что мы будем снимать завтра, какой именно кадр, - сороковой, сотый или трехсотый.

У нас был очень хороший актерский ансамбль: на этой картине собрались не просто актеры - собрались люди. Все друг друга любили, все друг за другом ухаживали. У нас были и пенсионеры и молодежь. Многие актеры имели прозвища: Барушного звали Барушной тип, Ефима Захаровича Копеляна называли Ефимом Закадровичем, кое-то из дам назывались у нас отаровы вдовы, режиссера Никулина звали Гри-Гри, меня - Мамой. Почти все актеры жили в гостинице "Выборгская" и много общались вне съемочной площадки.

713-й просит посадкуСлучилось так, что на нашей картине Володя познакомился со своей будущей женой Люсей Абрамовой, родившей и воспитавшей двух его сыновей. Тогда она училась во ВГИКе, а в нашем фильме снималась в главной женской роли. Со стороны нам казалось, что это нормальная человеческая дружба, и во что все это выльется дальше, никому тогда и в голову не приходило. Единственное, что мы заметили, - иногда, когда было холодно, Люся носила Володин свитер...

В те годы Володя не был такой заметной фигурой. На съемочной площадке он был одним из младших. Он был очень смешливым и общительным человеком. Однажды ночью, когда мы снимали очень серьезную сцену - передавали из рук в руки бутылки с горячей водой и все должны были молчать, - Володя сквозь зубы рассказал мужчинам какой-то анекдот. И все актеры во главе с Ефимом Копеляном - тоже, кстати, смешливым невероятно - просто визжали от смеха. А в то время мы звук во время съемки писали вчистую, то есть потом не переозвучивали. Гри-Гри злился, а когда ему рассказали в чем дело - он тоже засмеялся, и все они довольно долго не могли прийти в себя.

Сама картина не очень-то давала возможность для актерской импровизации: актеры весь фильм сидят в креслах и разговаривают друг с другом, за исключением нескольких эпизодов, и очень ограничены в пространстве. Так что особенно не разбежишься. Но сцена истерики, сыгранная Володей, была настолько удивительна, что повторить ее точно так же, как он сыграл ее поначалу, было просто невозможно. И реакция всех окружающих его актеров на его игру была очень точной, поэтому второй дубль снимать и не надо было. А больше у него и не было возможностей по сценарию, чтобы показать свое что-то такое.
Гитара была его постоянным спутником, неотъемлемой частью. Не могу сказать, пел ли он свои песни или не свои, - в ту пору никто ничего о Володе не знал, и я в том числе. Просто появился на съемочной площадке симпатичный парень с гитарой, между делом чего-то бренчал, рассказывал много любопытного, интересного.

Иногда - срывался. Приходилось приостанавливать съемку, лечить. Он ведь очень добрый был парень. Люди в таком состоянии бывают самые разные, а он - смеялся. Конечно, долго мы из-за него не стояли - эти несколько часов мы снимали куски, где он занят не был. А потом он приходил в себя - и мы работали дальше. Я не могу сказать, что он был в таком виде, что с ним вообще было невозможно работать, - просто его состояние не могло иметь места в данной ситуации: чуть больше нервозности, чуть больше смеха... Всего чуть-чуть больше. Чуть-чуть".

Фото из фильма