Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Комедия "12 стульев"
Режиссёр: Марк Захаров.
Сценарист: Марк Захаров. Операторы: Георгий Рерберг, Владимир Ошеров.
Композитор: Геннадий Гладков. Художники: Пётр Пророков, Борис Мессерер.
СССР. Производство: ТО "Экран". 1976.
4-серийный музыкальный фильм, экранизация знаменитого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова "12 стульев". Парочка авантюристов Остап Бендер и Киса Воробьянинов в исполнении Андрея Миронова и Анатолия Папанова охотятся за фамильными сокровищами, спрятанными в одном из стульев гарнитура.
Премьера: 2 января 1977 (ТВ).
Главные герои:
Остап Бендер (Андрей
Миронов)
Ипполит Матвеевич Воробьянинов, "Киса" (Анатолий Папанов)
отец Фёдор (Ролан
Быков)
Другие персонажи:
девушка мечты Остапа Бендера (Любовь Полищук)
мадам Грицацуева (Лидия Федосеева-Шукшина)
жена отца Фёдора (Нина Лапшинова)
гробовых дел мастер Безенчук (Георгий Вицин)
Тихон, дворник (Николай Скоробогатов)
Альхен, завхоз, застенчивый воришка (Олег Табаков)
Сашхен, жена Альхена (Нелли Гошева)
Клавдия Ивановна, теща Воробьянинова (Татьяна Пельтцер) |
официант (Павел Винник) |
Пассажиры парохода: Валерий Анисимов, Михаил Бычков, Николай Кузнецов, Светлана Жгун, Виктор Сидоров.
Шахматисты: Анатолий Калабулин, Александр Петров, Михаил Калинкин, Вадим Урюпин.
О съёмках фильма
Марк Захаров, приступая к съёмкам фильма «12 стульев» по одноимённому роману Ильфа и Петрова, знал, что его работу будут обязательно сравнивать с картиной Леонида Гайдая, вышедшей пятью годами раньше. Но он изначально снимал совершенно другое кино. Если «12 стульев» Гайдая представляли собой эксцентрическую комедию, то Марк Захаров решил поставить мюзикл, или, как сам он говорил, «некое литературно-музыкальное обозрение с большими текстовыми блокадами, целиком извлеченными из первоисточника».
Как известно, Леонид Гайдай перепробовал на роль Остапа Бендера огромное количество актёров (в том числе Андрея Миронова), пока не остановился на кандидатуре Арчила Гомиашвили. На роль Кисы также рассматривались несколько кандидатов (был среди них и Анатолий Папанов). В отличие от Гайдая, у Марка Захарова в этом плане не было сомнений. Андрея Миронова и Анатолия Папанова он хорошо знал по совместной работе в театре и потому утвердил их на роли Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова без всяких проб. Как впоследствии говорил сам Марк Захаров: «Миронов и Папанов — это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил. И снял их не случайно. Мы вместе долго работали в театре».
Захаров не планировал создать строго литературного Остапа, по его словам: «Назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воспоминании о нашем былом увлечении прежними «Двенадцатью стульями». В этом плане фееричный, искромётный Андрей Миронов подходил, как нельзя лучше. Марк Захаров сделал ставку не только на его комедийный дар, но и на незаурядные музыкальные способности актёра. «Песня Остапа» на музыку Геннадия Гладкова и стихи Юлия Кима со словами «О, наслажденье скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите — я играю» в полной мере отразила характер главного персонажа и стала лейтмотивом всего фильма.
Помимо «Песни Остапа» в фильме звучало ещё несколько замечательных композиций. Одна из них – «Жестокое танго», во время которого Остап танцевал со своей девушкой мечты. Эту роль исполнила не известная на тот момент широкому зрителю актриса Любовь Полищук. Надо отметить, что и сам Марк Захаров до этого не знал про неё. На эту эпизодическую роль ему посоветовали взять Любовь Полищук, как пластичную и внешне привлекательную актрису. В результате же в короткой сцене Полищук сумела продемонстрировать высочайший артистизм и обаяние, сыграв наравне с главным героем. Их пара своим взрывным танго ошеломила и покорила зрителей. Таким образом, фильм «12 стульев» стал для Любови Полищук великолепным трамплином в её дальнейшей кинокарьере.
Роль «знойной женщины, мечты поэта» мадам Грицацуевой Марк Захаров также без проб отдал Лидии Федосеевой-Шукшиной. Актрисе было психологически непросто сниматься – незадолго до этого она сначала похоронила своего мужа, известного актёра и режиссёра Василия Шукшина, а затем собственного отца. Однако Федосеева-Шукшина стоически перенесла своё горе, не дав ему вылиться на экран. И мадам Грицацуева получилась действительно шикарной.
В различных ролях в фильме Марка Захарова было задействовано десять актёров, ранее снявшихся в «12 стульях» Леонида Гайдая. Так всенародно любимый Савелий Крамаров сыграл слесаря Полесова (у Гайдая он исполнил роль одноглазого шахматиста). Не менее знаменитый Георгий Вицин предстал в образе похоронных дел мастера Безенчука (в фильме Гайдая он играл монтёра Мечникова). Павел Винник о обоих фильмах сыграл официанта. Другие актёры: Юрий Медведев - роль председателя тиражной комиссии (у Гайдая - театрал в ложе с критиком), Григорий Шпигель – роль редактора газеты (у Гайдая – Альхен), Анатолий Калабулин - роль шахматиста (у Гайдая — аукционист Василий), Вячеслав Войнаровский – роль Олега Яковлевича (у Гайдая – Никеша), Анатолий Обухов - роль Кирилла Яковлевича (у Гайдая — шахматист), Владимир Ферапонтов - роль милиционера (у Гайдая — актёр театра "Колумб"), Эдуард Бредун – роль родственника Альхена (у Гайдая - Паша Эмильевич).
По поводу соответствия литературному первоисточнику, то фильм был снят близко к тексту, но имелись некоторые расхождения и сокращения. Так, Захаров не стал снимать сцену пуска первого трамвая в Старгороде, практически полностью сократился эпизод с погоней шахматистов-васюкинцев за Остапом. По книге 11-й стул Остап и Киса вскрывали в условиях землетрясения, в фильме же всё было спокойно, а отец Фёдор рубил в кадре стулья не на берегу моря (как в книге), а около сада инженера Брунса. Кроме того, в фильме Захарова был полностью исключён персонаж поэта Ляписа-Трубецкого.
Два шедевра
Выход фильма Марка Захарова «12 стульев» был крайне критично воспринят Леонидом Гайдаем. Он назвал картину, ни больше ни меньше, «уголовным преступлением». Но это, видимо, просто эмоции может быть, он имел ввиду то, что Захаров использовал забракованных им Миронова и Папанова, может то, что у него снялись те же актёры.
Зрители также поначалу восприняли фильм критически. Ещё не остыли воспоминания о лёгкой, весёлой комедии Гайдая – и вот уже новый фильм, не столь эксцентричный, да Остап сильно отличается от привычного образа. Однако со временем число поклонников картины Захарова стало расти, и начались ожесточённые споры – какая же экранизация лучше.
На самом же деле, сравнивать эти два фильма – занятие абсолютно бессмысленное. Гайдай и Захаров подарили зрителям два шедевра, снятых в различной манере. У каждого из них есть своя изюминка, своё настроение. Каждый дарит море эмоций, и потому они оба спустя многие годы продолжают пользоваться огромным успехом у зрителей.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
Использованные материалы:
материалы сайта https://ru.wikipedia.org