Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Филиппов Роман_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

ФИЛИППОВ
Роман Сергеевич

24.01.1936, Симферополь – 18.02.1992, Москва

Заслуженный артист Белорусской ССР (1967)
Народный артист РСФСР (1987)

Детство

Роман Филиппов родился в актерской семье. Его родители Сергей Александрович Филиппов и Анна Григорьевна Кудерман служили в Ленинградском Большом Драматическом Театре. Мама Романа продолжала выступать, будучи беременной, и родила во время гастролей в Симферополе. Однако сына ей не довелось увидеть: Анна Григорьевна скончалась на операционном столе от заражения крови.

Воспитанием мальчика первое время занимались его отец и бабушка. А когда Роме исполнилось три года, отец женился во второй раз. Его новая супруга, Ирина Сергеевна, была женщиной образованной и культурной. Отношения к театру она не имела, но разбиралась в нем и очень любила.

После женитьбы Сергей Филиппов с семьей переехал в Горький (ныне - Нижний Новгород), где и прошло детство Романа. Мальчик с ранних лет любил читать, увлекался шахматами, а вот о сцене он до поры до времени не грезил. Все перевернулось с приездом на гастроли в Горький Малого театра и конкретно Веры Пашенной. Знаменитая актриса была приглашена в школу прослушать учеников для определения актерского таланта. В их числе оказался и десятиклассник Роман Филиппов. Высокий, статный, с густым басом, он сразу привлек внимание Веры Николаевны, и она порекомендовала ему поступать в театральный. Роман последовал ее совету…

Начало актерской карьеры

Окончив в 1953 году школу, Роман Филиппов отправился в Москву, где поступил в театральное училища им. Щепкина, на курс Веры Пашенной. Ему довелось учиться с Алексеем Эйбоженко, Юрием Соломиным, Виктором Борцовым – в будущем ставшими знаменитыми и всенародно любимыми актерами.

В 1957 году Роман Филиппов получил диплом и был принят в труппу Малого театра. Однако проработал он там не долго - до 1960 года, после чего покинул коллектив. В официальной версии пишут, что причиной стал конфликт с главным режиссером Михаилом Ивановичем Царёвым. Однако супруга Романа Филиппова Екатерина Андреевна описывала эту ситуацию несколько иначе: «…с его фактурной внешностью Филиппову постоянно поручали яркие, но эпизодические роли. Он обивал режиссерский порог, спрашивал: «Когда я буду играть нормальные роли?» - на что мэтры Малого театра жестоко отрезали: «После нашей смерти». А потом еще вышла нелепая ссора с Верой Пашенной… Роман тогда получал в театре копейки, жил впроголодь… Однажды он написал заявление на прибавку жалованья. Суровая Пашенная созвала собрание и стала возмущаться: «Как могут молодые актеры требовать повышения, когда великие получают мизер?!» Рома был остр на язык: «Но я ем больше, чем вы и все наши именитые актеры, вместе взятые!» Вера Николаевна была шокирована, раскричалась. Рома хлопнул дверью и написал заявление на увольнение…»

Любовь на всю жизнь

Со своей будущей женой Екатериной Роман Филиппов познакомился на съемках военной драмы «Человек не сдается», где снимался в небольшой роли диверсанта Пауля. У Екатерины же отец работал там директором картины, и она приехала посмотреть на процесс создания фильма.

Екатерина Андреевна вспоминает их первую встречу: «Как сейчас помню это ощущение: автобус накренился… И я почувствовала, а не просто увидела, как пустой салон наполняется Ромой. И вот он замечает щупленькую студенточку в белом платьице и выдыхает своим басом: «О-го!» И вот на глазах у папы, через 20 минут после знакомства со мной, Рома встает на колени и делает предложение. «Она же еще совсем ребенок!» - рассвирепел отец, не разбирая, шутка это или нет. А потом с рыком бросился за новоявленным зятем. Рома - наутек. Конечно, сцена уморительная: дерзкий мальчишка Филиппов был в два раза здоровее преследователя. Рома с гоготом кинулся в местный пруд, а папа в ярости стал подбирать на берегу камни и целиться в плавающего подлеца. Рома нырял, уворачивался… А я так и не увидела финала - лишилась чувств…»

Это была любовь с первого взгляда, причем с обеих сторон. Они встречались во время съемок и продолжили отношения после их окончания. Причем отношения эти были очень чистыми и вполне невинными. После окончания съемок Екатерина вернулась домой в Минск, а Роман в Москву. Но расстояние не было для влюбленных помехой, Роман регулярно приезжал к Екатерине, а уж созванивались они каждый день.

Москва - Минск

После ухода в 1960 году из Малого театра Роман Филиппов работал в театре имени А.С. Пушкина, которым руководил Борис Иванович Равенских. Параллельно с 1961 года актер стал сотрудничать со Всероссийским гастрольно-концертным объединением. Там он играл в спектакле режиссера Иоакима Шароева «Пришедший в завтра» по произведениям Маяковского. Эта постановка получила высокую оценку в прессе, и заслугой тому, прежде всего, актерская работа Романа Филиппова.

В 1962 году Роман Филиппов принял решение покинуть столицу и перебраться к своей любимой в Минск. Екатерина к тому времени окончила институт и стала работать театральным педагогом. А Филиппов влился в труппу академического театра имени Янки Купалы.

По поводу его переезда из Москвы в Минск в журнале «Крокодил» даже появился фельетон: мол, Филиппов предал поэта Маяковского (имелся ввиду его спектакль «Пришедший в завтра») во имя какой-то роковой женщины… Этой «роковой женщиной» и была молоденькая Екатерина, которая после переезда, наконец, стала его официальной женой.

Для работы в минском театре Роману Филиппову поставили обязательное условие выучить белорусский язык. И актер продемонстрировал поистине удивительные лингвистические способности, освоив его за крайне короткий срок (в одних источниках указывается 7 дней, в других – 2 недели, но это сути дела не меняет).

В Белорусском государственном академическом театре имени Янки Купалы Роман Филиппов проработал до 1969 года, став одним из ведущих актеров труппы. Здесь им были сыграны Белугин в «Женитьбе Белугина», Астров в «Дяде Ване», Сатин в «На дне», Журден в «Мещанине во дворянстве» и другие роли. Кроме того, актер увлёкся белорусской поэзией, занялся переводами, снимался в белорусских кинолентах (Григорий Распутин в фильме «Крах»). За все это по совокупности Роман Сергеевич был удостоен звания заслуженного артиста Белорусской ССР.

Кино. Путь к успеху

Впервые на экране Роман Филиппов появился еще в 1954 году в эпизодической роли борца в спортивной драме «Чемпион мира». Роль была настолько мала, что актера даже не упомянули в титрах. А первой заметной работой Филиппова в кино стал Федька Бык в приключенческой ленте режиссера Генриха Габая «Зеленый фургон», вышедшей в 1959 году.

В 60-е годы актер регулярно снимался в небольших ролях. Наиболее заметными были: лесоруб Вася Зайцев в комедии «Девчата» (тот самый, который заявлял главной героине: «Техника! Тут соображать надо! Это тебе не картошку варить!»), барон Мушарон в сказке «Город мастеров», революционер Просперо в сказке «Три толстяка».

Наконец, в 1968 году Роман Филиппов был приглашен в знаменитую кинокомедию «Бриллиантовая рука». Роль, которая ему досталась, была крошечной, но осталась в памяти зрителей на десятилетия. Его герой, посетитель ресторана Евгений Николаевич Ладыжинский, приставал к главному герою с вопросом: «Ты зачем усы сбрил?», а затем, разобравшись, приглашал: «Ну, будете у нас на Колыме - милости просим!» Фразы мгновенно ушли в народ, стали крылатыми, а сам Филиппов с тех пор неизменно ассоциировался в сознании зрителей со своим героем с Колымы.

Возвращение в Малый театр

Успехи на сцене и в кино принесли Роману Филиппову заслуженное признание, и в 1969 году он принял приглашение Царева вернуться в Москву. Вслед за мужем перебралась в столицу и его супруга. С этого времени и до конца своих дней Филиппов оставался верен сцене Малого театра, став одним из ведущих его актеров.

За годы работы Роман Филиппов создал целую галерею блестящих образов: Глоба в «Русских людях», полковник Иванов в спектакле «Так и будет», Скалозуб в «Горе от ума», Борцов в «Пучине», Лотохин в «Красавце-мужчине», Осип в «Ревизоре», Абрезков в «Живом трупе», Скотинин в «Недоросле», Журден в «Мещанине во дворянстве», Отец в спектакле «Долгий день уходит в ночь», Астров в «Дяде Ване» и многие другие.

Одна из самых ярких работ Филиппова на сцене Малого театра - Аркадий Несчастливцев в спектакле «Лес» по пьесе Островского, премьера которого состоялась в 1975 году. Вот как писали об этой роли газеты: «Такого внутренне сложного Несчастливцева, как Несчастливцев Филиппова, с таким богатством переливов и оттенков, мы увидели впервые. Он нет-нет, да и перевернёт душу зрителя непосредственностью интонаций. В нём живёт и безобидный юмор, но когда он в гневе, от его сарказмов никому не поздоровится… Многие в зале утирали слёзы».

Кино. Мастер эпизода

Уже в ранних своих работах в кино Филиппов заявил себя как комедийный, характерный актер. Благодаря его мощной фигуре, низкому голосу и соответствующей фактуре сложилось и амплуа: здоровяка-громилы, простодушного, порой неуклюжего великана с душой ребенка. Его герои неизменно вызывали улыбку, будь то зэк Никола Питерский в знаменитой комедии «Джентльменах удачи», поэт Ляпис-Трубецкой в «12 стульях», водопроводчик Булыжников в комедии «По улице комод водили», Фёдор Парамонов в мелодраме «Баламут», Юлий Цезаревич Камнеедов в комедии «Чародеи», Вовчик в комедии «Акселератка». Чаще всего Филиппову доставались эпизодические роли. Режиссеры так и говорили, хочешь придать изюминки фильму, дать минутную разрядку – пригласи Филиппова, а уж он что-нибудь сымпровизирует. И актер оправдывал эти надежды, ювелирно вычерчивая крохотные шедевры, придумывая фразы, которые влет уходили в народ: «Деточка, а вам не кажется, что ваше место возле параши?!», «Помогите! Хулиганы зрения лишают!», «Это нам как два пальца...», «От меня даже в детстве лошади шарахались!», «Тихо, тихо! Здесь Вам не тут!», «Тихоньки оставьте Вашей хахоньке...», «Вам бы всё водку пьянствовать, безобразия нарушать».

Впрочем, не надо думать, что у Филиппова были исключительно эпизодические или только комедийные роли. Как тут не вспомнить сподвижника Петра Первого Ромодановского из исторической ленты «В начале славных дел», дворника Романа в экранизации пьесы Горького «Дети Солнца» или Николая Игнатьевича Беловола в детективе «Вход в лабиринт». Словом довелось актеру посниматься в самых разных жанрах и у самых разных режиссеров. Однако он все равно переживал, что не сыграл чего-то значительного на экране. Особенно он жалел, что так и не смог поработать у двух своих любимых режиссеров - Тарковского и Германа.

Человек разностороннего таланта

Талантливый человек проявляет себя в разных сферах. Вот и Роман Филиппов не ограничивался лишь сценой и кинематографом. Роман Сергеевич писал стихи, играл на бильярде, был кандидатом в мастера спорта по шахматам, имел первый разряд по фехтованию. Помимо уже упомянутого белорусского языка он владел также польским и немецким. Кроме того Филиппов принимал участие в озвучивании мультфильмов, был автор текстов к песням кинофильмов, писал замечательные стихи.

Как и многие наши мастера сцены, Роман Сергеевич занимался преподавательской деятельностью. В 1987 году он был приглашен в ГИТИС преподавать художественное слово, а в 1988 году ему было присвоено ученое звание доцента.

А еще Роман Филиппов был известен, как главный Дед Мороз нашей страны. В начале 70-х по решению «сверху» его назначили на самую престижную - Кремлевскую елку, да так и оставили. Из года в год, в течении 20 лет, Роман Филиппов выходил к советским детям и поздравлял их с Новым Годом. Эту свою самую главную роль актер играл до самой смерти. Последний раз он появился перед ребятами в январе 1992 года. Рассказывают, что в тот раз произошла оговорка. Обычно спектакль заканчивался словами «Дед Мороз не прощается с вами», а на этот раз сказали «прощается». Оговорка оказалась пророческой: в феврале Романа Филиппова не стало. Он скоропостижно скончался из-за оторвавшегося тромба.

Похоронили любимца миллионов зрителей в Москве на Троекуровском кладбище на 2-м участке.

Игорь BIN

Использованные материалы:
«Интервью с вдовой Романа Филиппова - Екатериной Филипповой» http://chtoby-pomnili.com