Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Дрейден Сергей_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

ДРЕЙДЕН
Сергей Симонович

14.09.1941, Новосибирск

Лауреат Премии «Золотой софит» (1998)
Лауреат Премии за лучшую актёрскую работу на кинофестивале «Окно в Европу» (1998, за фильм «Цветы календулы»)
Лауреат Премии «Золотая маска» в номинации драматический актёр (2000, за роль в спектакле «Отец»)
Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» (2001, за спектакль «Потерянные в звездах»)
Лауреат Премии «Ника» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» (2010, за фильм «Сумасшедшая помощь»)
Лауреат Премии имени В. Стржельчика (2012, за роль в спектакле «Мой уникальный путь»)
Лауреат театральной Премии «Золотой софит» (2012, за роль в спектакле «Мой уникальный путь»)
Лауреат Премии имени Андрея Толубеева с формулировкой «За легендарный творческий путь и уникальную самостоятельность в актёрской профессии» (2012)

Корни

Предки Сергея Дрейдена – петербуржцы. Его дед по отцовской линии Давид Шимонович Дрейден до революции 1917-го года владел маленькой типографией в Санкт-Петербурге, а бабушка Софья Флейтман была из интеллигентной семьи. Второй дед, с материнской стороны, Иван Донцов, был старшим дворником Казанского собора. Родители Сергея Дрейдена имели непосредственное отношение к театру. Отец Симон Давидович Дрейден был театроведом, а мама Зинаида Ивановна Донцова – актрисой Ленинградского театра им. Пушкина. Когда началась Великая Отечественная война, они (вместе с другими актерами) выехали из Ленинграда в эвакуацию в Новосибирск. Там 14 сентября 1941 года и родился Сергей.

Детство

В Новосибирске семья Дрейденов проживала рядом с семьями актёров Николая Черкасова и Василия Васильевича Меркурьева. Поскольку у мамы Сергея было мало молока, его молочной матерью стала супруга Василия Меркурьева Ирина Всеволодовна Мейерхольд.

В 1944 году семья Дрейденов переехала из Новосибирска в Москву, где Семен Давидович устроился работать завлитом в Камерный театр. В столице они прожили до 1948 года, после чего, наконец, вернулись в родной Ленинград.А спустя год Симона Давидовича арестовали как врага народа…

Сергей рос домашним мальчиком, увлекался рисованием, посещал художественную школу. Мама часто бывала на гастролях, и Сергея водила в школу няня. Арест отца родные от мальчика какое-то время скрывали, объясняя отсутствие Симона Давидовича важной работой в Кремле. Однако от общественности такой факт утаить было невозможно, и вскоре Сергей был исключен из пионеров, как сын врага народа.

Отца освободили и реабилитировали в 1954 году. Симон Давидович на некоторое время вернулся к семье в Ленинград, однако вскоре перебрался в Москву. С сыном он виделся, приезжая в Ленинград во время летних и зимних каникул.

Сергей Симонович вспоминает : «Мне кажется, что я больше похож на маму. А отца я всегда стеснялся. Я его помню в детстве, но весьма приблизительно. Пять лет он был в ссылке как политзаключенный, а в 1954 году, когда мне было уже 13 лет, я уже стеснялся его. Помню, как они с мамой меня встречали на платформе из очередного пионерского лагеря... Я его всегда стеснялся, даже в интимных, домашних ситуациях. Мама у меня другой организации, я, по сути дела, мамин сын…»

Зимой 1955 года Сергей Дрейден, катаясь на коньках, упал и получил сотрясение мозга. Родители отправили его в санаторий. Там он познакомился с режиссером БДТ Георгием Товстоноговым. Между мальчиком и мэтром отечественного театра завязались дружеские отношения. Сергей Симонович рассказывает: «Мы с ним катались на лыжах, и я ему рассказывал неприличные анекдоты; он хохотал, как безумный, потому что, кроме меня, их ему никто не мог рассказать. Общался с его сыновьями, бывал у него дома, но в том возрасте не оценивал ситуацию как «О! Сам Товстоногов!» — мне это было совсем не нужно…»

Выбор профессии

В старших классах Сергей Дреден увлекся фотосъемкой. Этому поспособствовал его отец, который познакомил его со своим другом военным кинооператором Виктором Тимковским. Сергей занимался в фото-студии при ДК имени Кирова, подрабатывал такелажником на Ленфильме (куда его устроил отец) и после окончания школы собирался поступать на операторский факультет во ВГИК. Возможно, он так и стал бы оператором, если бы не его друзья, которые уже учились на актерском в ЛГИТМИК. Поддавшись на их уговоры, Сергей подал документы и поступил на курс Татьяны Сойниковой.

Надо отметить, что до этого об актерской профессии Сергей не задумывался, и, поступив в институт, он особого рвения в учебе не проявлял. Сам он признается: «В институте я ничего не делал, чем вызывал справедливое раздражение преподавателей». Тем не менее, онблагополучно закончил учебу в 1962 году и получил диплом…

60-е годы

После окончания института Сергей Дрейден был принят в труппу Ленинградского театра миниатюр под руководством А. И. Райкина, однако проработал там всего лишь четыре месяца. В 1963 году Николай Акимов пригласил молодого актера в Ленинградский Театр Комедии, где доверил роль Волика Горы в спектакле «Гусиное перо».

В Театре Комедии дела у Сергея Дрейдена складывались хорошо: были роли, были хорошие отношения с Акимовым. Тем не менее, проработав два сезона, Сергей предпочел уйти из театра, а причиной тому стала его влюбленность в другой театр – московский «Современник». Сергей Симонович вспоминает: «Акимов убеждал меня остаться, а я - уходил, делал предложения - а я пренебрегал (мне казалось: ведь это - не Современник!)».

Некоторое время Сергей Дрейден работал шофером, развозя по ночам хлеб, занимался сочинением пьес. Когда, наконец, в «Современник» потребовались актеры, он пришел в труппу, а через несколько месяцев ушел и оттуда. «Я хотел, чтобы меня воспринимали по-крупному, а меня воспринимали мелко...» - объясняет это сам Сергей Симонович.

Вернувшись в Ленинград, Дрейден устроился работать на радио, потом - дизайнером в Институте морского флота. Периодически он снимался в кино, исполняя эпизодические роли (провожающий в фильме «Четыре страницы одной молодой жизни»), и в телеспектаклях, поставленных на Ленфильме (Прачкин в постановке «Жизнь Матвея Кожемякина», Осип Иванович Сенковский в фильме-спектакле «Смерть Вазир-Мухтара»).

В 1967 году состоялась первая большая роль Сергея Дрейдена в кино. В военной картине«Поворот», снятой на Литовской киностудии, он сыграл сержанта Андрея Воронцова, спасающего детей на оккупированной фашистами территории.

В конце 1968 года режиссер Михаил Богин пригласил Сергея Дрейденав свою картину «О любви» на роль молодого и честолюбивого инженера Митю Велихова. Примечательно, что в то время актер занимался моржеванием, и было решено ввести в фильм эпизод с купанием в проруби. Съемки были закончены в 1970 году, однако, вскоре после выхода на экраны фильм был положен «на полку». Причиной тому стала эмиграция в США исполнительницы главной роли актрисы Виктории Фёдоровой. В итоге зрители смогли увидеть картину лишь спустя 20 лет.

70-е годы

В 1970 году Сергей Дрейден вернулся в труппу Ленинградского Театра комедии (к тому времени Н.П. Акимов уже ушел из жизни). На этой сцене актер проработал десять лет, создав ряд ярких персонажей, полюбившихся театральной публике. Среди его наиболее известных работ: лакей Видоплясов в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели» (по одноимённой повести Ф. М. Достоевского), Одиссей в спектакле «Троянской войны не будет», Наркис в моноспектакле «Горячее сердце» (по пьесе А. Островского), Бергамен в спектакле «Романтики», Фортепиано в спектакле «Концерт для…», Вадим в спектакле «Квартет».

Вот как рассказывает об актере театральный критик Елена Горфункель: «Этот феноменальный хулиган затмевал всех. Чтобы сохранить некое общее равновесие в ансамбле, его бы придержать, не выпускать надо было. Энергия била из него ключом. Светловолосый, светлоглазый, стройный и смешной, с хрипловатым голосом и растянутыми интонациями, он в полном смысле комиком и не был. В «Потерянных звездах» его персонажа с завистью называют «классический и крупный мужчина». Сочетание в Дрейдене мужского обаяния и комизма и есть оригинальность. Отдаленно он похож на Бельмондо - однако без детективных забав и комплекса супермена. Этой глупостью Дрейден никогда не страдал. И от комизма никогда не отступал. Правда, не так уж много ролей набирается, когда начинаешь считать. Хотелось - и ему, и нам — еще большего внимания. Но все поворачивалось вбок, с судьбой он разговаривал в том же тоне, что и Шмуэль в «Потерянных звездах», - как с неудачно разбогатевшим папой: не жалуясь, не ожесточаясь, без суеты».

Тогда же, в начале 1970-х, Сергей Дрейден вместе с актером Вячеславом Захаровым стали активно записываться на Ленинградском радио у Галины Дмитриевны Дмитриенко.

В кино Сергей Дрейден в те годы снимался редко и исключительно в небольших ролях: старый лакей в сказке «Умные вещи», молодой архитектор в фильме «Ищу человека», корреспондент АПН Баргин в фильме «Полковник в отставке»

1980-86 годы

В 1980 году у Сергея Дрейдена родился сын Николай, и он решил покинуть Театр Комедии. Сергей Симонович рассказывает: «Одна из причин моего ухода из театра связана с тем, что мы соединились с Аллой Соколовой и стали жить семейно-театральной жизнью: сочиняли спектакли, для которых Алла писала диалоги и целые пьесы. Это было радостно….».

После рождения сына Сергей Дрейден со своей супругой, драматургом Аллой Николаевной Соколовой и сыном уехали на родину жены, в Киев. Там они прожили до 1983 года, после чего вернулись в Ленинград.

Надо отметить, что в 80-е годы жизнь Сергея Дрейдена была необыкновенно насыщенна и разнообразна. Он работал на радио, выступал на эстраде во многих городах России, Украины, Молдавии с моноспектаклями и в камерных постановках экспериментального характера. Некоторое время Сергей Симонович трудился дизайнером в Институте морского флота и печатником в типографии.

Кроме того, с 1985 года Дрейден три сезона подряд отработал в высокогорной геологической экспедиции в Восточной Сибири. Об этой своей деятельности он вспоминает: «Надо было деньги зарабатывать. Носил пробы. Эти геологи были научными - докембрий их интересовал, вечность такая. И это изумительно, что вы: я был в высокогорной экспедиции. Нас - семь человек - забрасывали на вертолётах, мы подолгу не видели никого, кроме золотоискателей... Муйский хребет, Восточная Сибирь. Представляете: открытые граниты, промытые, чистенькие - просто экспонаты. Так вот, они делали сколы, а потом это все собирается, и ты несешь это на базу - туда, где лагерь разбит».

В 1986 годук 150-летию великого произведения Гоголя «Ревизор» в Театральном музее было решено поставить для экскурсантов спектакль. В осуществлении затеи участвовали режиссёр и актриса БДТ Варвара Шабалина и драматург Алла Соколова. В результате эта затея вылилась в моноспектакль «Немая сцена», в котором все роли исполнил Сергей Дрейден. Постановка имела большой успех и просуществовала восемь лет! За это время Сергей Дрейден сыграл этот спектакль 125 раз.

Возвращение в кино

В 1987 году режиссер Юрий Мамин пригласил Сергея Дрейдена на главную роль главного инженера участка Петра Николаевича Лагутина в свою комедию «Фонтан». Эта роль стала для Сергея Симоновича первой после почти десятилетнего перерыва. Картина, созданная в остросатирическом стиле, воспроизвела на примере одного многоквартирного дома модель всего советского общества времен «перестройки». Фильм, как в зеркале, отразивший бардак и абсурд, царящие в стране, имел ошеломительный успех у зрителей. А Сергей Дрейден (в фильме он снимался под фамилией матери – Донцов) в один миг приобрел широкую известность.

Вслед за этим последовали другие работы на экране. В 1988 году актер сыграл специалиста-электронщика Никодима Петровича в фильме «Опасный человек», в 1990-м - интеллигентного, тихого учителя физики Непомнящего в военной ленте «Танк «Клим Ворошилов-2»

В 1990-м году выходят два фильма с участием Сергея Дрейдена. Это «Танк Клим Ворошилов-2» режиссёра Игоря Шешукова и «Луковое поле» Александра Шабатаева.

Одновременно в 1989 году Сергей Дрейлен вместе с женой Аллой Соколовой организовал Мастерскую драматурга и актёра при ВОТМ, продолжал работать в Театральном музее,участвовать литературных передачах художественного вещания Ленинградского (Петербургского) радио.

«Окно в Париж»

В 1992 году режиссёр Юрий Мамин приступил к съёмкам совместного российско-французского фильма «Окно в Париж» по сценарию Владимира Вардунаса и Аркадия Тигая. На главные роли он пригласил Сергея Дрейдена, Виктора Михайлова и Нину Усатову, принимавших участие в его прошлой ленте «Фонтан». Однако французским соавторам фильма кандидатура Дрейдена не понравилась. «Он же староват для картины! Поглянцеватее нужен», - заявили они. Но Мамин, все же, настоял на пробах, пообещав, что «упакует» актера как надо. Сергей Дрейден вспоминает: «И начали парики надевать, румянить, мо?лодца из меня делать... А лица нет. Чувствую, как мне хочется встать и уйти навсегда. Юра рядом стоит и шутит, кто-то рядом стоит и шутит... Я сижу и шучу... Но свинцом наливаюсь. Так на фотопробах и остался со «свинцовым глазом». Не пойдет. После мне позвонил Юра и сказал: «Мы найдем тебе какую-нибудь роль, что-нибудь придумаем...» Я огорчился: ведь в мыслях так и взлетал уже по Эйфелевой башне. Готов был «нырять» в роль. А мне сказали: будешь ходить в другой бассейн и в другое время. Месяц прошел. И вдруг вечером звонит Юра и говорит: «Сережа, я остановил съёмки. Не могу, не получается. Давай?...»

Чутье не подвело Юрия Мамина, Сергей Дрейден оказался именно тем актером, который сумел создать очень многогранный и полнокровный образ, одновременно и очень драматичный, и лиричный, и в каких-то эпизодах комичный.

По сюжету герои картины, жители коммунальной квартиры в Санкт-Петербурге, обнаруживали временно работающий портал, перемещавший их прямиком в Париж. Никогда не бывавшие за границей, они получили возможность соприкоснуться с другой жизнью… А лейтмотивом картины стала фраза, сказанная героем Сергея Дрейдена своим ученикам (а по сути обращенная ко всему российскому молодому поколению): «Вы родились в неудачное время, в несчастной, разорённой стране. Но это же ваша страна. Неужели вы не можете сделать её лучше? Ведь многое зависит от вас…»

В прокат фильм «Окно в Париж» вышел в октябре 1993 года и имел еще больший успех, нежели предыдущая картина Мамина «Фонтан». В целом же обе ленты стали своеобразным символом той сложной для нашей страны эпохи.

90-е годы

В последующие годы Сергей Дрейден периодически снимался в кино. Среди его работ – роли в фильмах: «Владимир Святой», «Вива, Кастро!», «Юноша из морских глубин», «Цирк сгорел, и клоуны разбежались», «Цветы календулы». За роль Николая в картине режиссера Сергея Снежкина «Цветы календулы» Сергей Дрейден был удостоен в 1998 году приза за лучшую актёрскую работу на кинофестивале «Окно в Европу».

И все же основным полем деятельности Сергея Дрейдена продолжала оставаться сцена.Он активно работал на площадках московских и питерских театров. В 1995 году актер был приглашен в Москву, в театральный центр имени Ермоловой, где блестяще сыграл роль Аргана в спектакле «Мнимый больной». В том же году он принял участие в спектакле-пантомиме «Как всё меняется», поставленном в галерее «Борей». А спустя год состоялась громкая премьера спектакля «Мрамор» (по пьесе Иосифа Бродского) в постановке Григория Дитятковского, где Дрейден превосходно сыграл Туллия в паре с Николаем Лавровым.

Конец 90-х ознаменовался для Дрейдена великолепными театральными работами на сцене АБДТ им. Г.А.Товстоногова: Адольф в спектакле «Отец» по пьесе Стриндберга (постановка Григория Дитятковского) и Несчастливцев в спектакле «Лес» по пьесе А. Островского (режиссёр Адольф Шапиро). Вот как характеризовала игру Сергея Дрейдена в спектакле «Отец» театровед Елена Горфункель: «Дрейден играл борьбу разума против природы и поражение. Но как игралось это поражение - с каким жертвенным отчаянием, с каким мужеством. Роль отца по серьезной поэзии, в ней заключенной, была актерским феноменом».

2000-е. Театр

Активную творческую деятельность на сцене Сергей Дрейден продолжил и в новом веке. В апреле 2000 года в Театре на Литейном в постановке Григория Дитятковского состоялась премьера спектакля «Потерянные в звёздах», по одноимённой пьесе Ханоха Левина, где актер сыграл Шмуэля Спрола. За эту роль Дрейден был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». Спектакль шел с успехом несколько лет.

Среди ярких театральных работ Сергея Дрейдена в первом десятилетии нового века: Орсино в спектакле «Двенадцатая ночь» (по знаменитой пьесе В.Шекспира), поставленном в 2003 году на сцене БДТ имени Г. А. Товстоногова, Гаев в «Вишнёвом саде» Чехова (2004, МХТ им. А. П. Чехова), Фабер в спектакле «451 по Фаренгейту» (2007, театр Etcetera), Роберт в спектакле «Жизнь в театре» (2008, Театр на Литейном), Король Лир в одноименном спектакле (2010, ТЮЗ имени А. А. Брянцева).

2000-е. Кино

С началом века Сергей Дрейден вновь стал много сниматься в кино. В 2001-2002 годах он принял участие в картинах: «Сказ про Федота-Стрельца» (Жертва), «Подари мне лунный свет» (Петр Манькин), «Челябумбия» (психиатрдядя Сима), «Не делайте бисквиты в плохом настроении» (кондитер Мистер Икс).

Главным же событием в кино-творчестве Сергея Дрейдена этого периода можно назвать картину Александра Сокурова «Русский ковчег» (2003), в которой актер перевоплотился в маркиза де Кюстина. Сергей Симонович признается: «Сокуров сразу предложил роль мне, и я сейчас думаю: «Если бы я отказался, жалел об этом».

Фильм оказался уникальным во всех отношениях. Он был снят одним дублем, без склеек! Специально для этого для съемок были предоставлены помещения Эрмитажа. Маркиз де Кюстин, путешествуя по залам, окунался в разные эпохи нашей истории, и зрители могли вместе с ним наблюдать за историческими личностями, а попутно наслаждаться великими произведениями под музыку великих композиторов...

Театровед Елена Горфункель рассказывает: «В этой роли и в этом несколько мистическом фильме Дрейден явился собой - смешным серьезным человеком. Или серьезным человеком, не мыслящим себя без смешного. <…> Везде - ворча, грустя, любопытствуя, отступая, приступая, насмешничая, балагуря, испуская то междометия, то вздохи и охи - маркиз непосредствен и правдив, словно действительно залетел на часок из XIX века. Это роль, это образ. Из полуисторического проводника Дрейден сотворил нечто цельное. Последние кадры с лицом маркиза, отрицательно покачивающего головой, с плотно сжатыми губами, как бы закрытым для общения ртом, маркиза 1839 года, - финал невероятной безысходности. О, тлен, тлен - вся эта разодетая в перья и эполеты толпа, медленно плывущая по мраморной лестнице «вперед», которого ни у кого нет…»

За роль в картине «Русский ковчег» Сергей Дрейден был удостоен приза в номинации «За лучшую мужскую роль» на Международном Кинофестивале фантастических фильмов в 2003 году.

В том же 2003 году Владимир Машков пригласил Дрейдена на роль Мейера Вульфа в свою драму «Папа» (по мотивам пьесы Александра Галича «Матросская тишина»). Затем были работы в сериале «Гибель Империи» (Гроховский), в картине Андрея Эшпая «Многоточие» (скульптор) и др.

В 2007 году Сергей Дрейден снялся у режиссера Григория Никулина в его психологической драме «Антонина обернулась». Это история о немолодой женщине (роль исполнила Эра Зиганшина), однажды осознавшей, что жизнь прожита совсем не так, как она хотела. Сергей Дрейден исполнил роль мужа главной героини, психиатра Николая Ивановича, человека трогательного, глубокого, мгновенно понимающего любого из своих пациентов, но, вместе с тем, неспособного постичь проблем своей супруги.

Сергей Дрейден всегда тяготел к образам, граничащим на стыке трагедии и комедии. Его персонажи очень легкие, понятные, зачастую недотепы, одновременно смешные и грустные. Но за этой легкостью всегда чувствовалась глубина и подлинный драматизм. Не удивительно, что этого талантливого актера хотели видеть в своих картинах лучшие отечественные режиссеры. В 2008 году Владимир Бортко предложил Дрейдену роль Янкеля в экранизации знаменитой повести Гоголя «Тарас Бульба». Актер поначалу отказался, посчитав, что роль ему не подходит, но затем изменил свое мнение. Он рассказывает: «Я благодарен режиссёру Владимиру Бортко за то, что он настоял на своем. Поначалу я наотрез отказывался, но потом перечитал «Тараса Бульбу» и подумал: «Почему нет?» Кинопробы не проводились, но мы договорились с постановщиком: сделаем пробную съёмку для меня самого. После этого стало ясно: роль моя. Дорожу этим результатом».

А вот предложение другого режиссера – Бориса Хлебникова – Сергей Дрейден принял сразу. Действительно, роль инженера из трагикомедии «Сумасшедшая помощь» была словно специально прописана для Дрейдена, и, похоже, никто другой не смог бы создать такой образ – человека одновременно очень простого и благородного, чуткого, открытого и бесконечно доброго. За эту роль Сергей Дрейден был удостоен Премии «Ника» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» в 2010 году.

Художник

Сергей Дрейден – человек необыкновенно многогранный, талантливый в разных областях. Проявил себя он и в качестве художника. Еще в 90-е годы в галерее «Борей» состоялась его первая выставка рисунков. Затем были другие… Часто свои рисунки Сергей Дрейден делал по горячим следам, на репетициях, съемках. Причем использовались при этом зачастую любые подручные материалы: бумага, упаковочный картон и т.д. Среди произведений Сергея Дрейдена: пейзажи, жанровые картинки, портреты, автопортреты.

Личная жизнь

Сергей Дрейден женат в четвертый раз. У него четверо детей от разных браков (трое сыновей и дочь Катерина от первого брака).

Сын Николай Сергеевич (1980 г.р., от третьего брака с драматургом Аллой Соколовой) - сценарист и педагог, режиссёр игровых и документальных фильмов.

Четвёртая супруга Сергея Симоновича - Татьяна Григорьевна Пономаренко - президент Автономной некоммерческой организации культуры «Творческий центр Борей АРТ».

Игорь BIN

Использованные материалы:
Светлана Полякова, «Сергей Дрейден: «Настоящих актеров мало, но всегда достаточно»
www.kultura-portal.ru
Екатерина Омецинская, «Сергей Дрейден: «Король Лир – это уже вершина», http://www.kurier-media.ru
Елена Горфункель, «Смешной», 2007 г., http://ptj.spb.ru
«Сергей Дрейден: По роли надо соскучиться», www.kultura-portal.ru