Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Чухрай Павел_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

ЧУХРАЙ
Павел Григорьевич

Родился 14.10.1946, пос. Быково Московской обл.

Лауреат специального приза и диплома жюри «За патриотизм и человечность» на Кинофестивале молодых кинематографистов в Москве (1980, за фильм «Люди в океане»)
Лауреат премии Ленинского комсомола (1981, за фильм «Люди в океане»)
Лауреат Золотой медали им. Довженко (1981, за фильм «Люди в океане»)
Лауреат приза за лучший фильм военно-патриотической тематики на ВКФ в Вильнюсе (1981, за фильм «Люди в океане»)
Лауреат специального диплома на II Всесоюзной неделе-смотре фильмов молодых кинематографистов в Минске (1981, за фильм «Люди в океане»)
Лауреат диплома и приза ЦК ЛКСМ Украины «За талантливое решение темы нравственного становления молодого человека» (1984, за фильм «Клетка для канареек»)
Лауреат приза детского жюри на XVII Всесоюзном КФ в Киеве (1984, за фильм «Клетка для канареек»)
Лауреат Гран-при «Злата Прага» фестиваля телефильмов в Чехословакии (1987, за фильм «Запомните меня такой»)
Лауреат приза за режиссуру на МКФ в Токио (1987, за фильм «Запомните меня такой»)
Лауреат «Серебряного и Бронзового львов» на КФ рекламных фильмов в Канне (1996, за рекламный ролик для «РИКК-банка»)
Лауреат призов Киноакадемии «Ника» в категориях: лучший игровой фильм и лучшая режиссерская работа (1997, за фильм «Вор»)
Лауреат приза за лучшую режиссуру ОФК стран СНГ и Балтии «Киношок-97» в Анапе (1997, за фильм «Вор»)
Лауреат золотой медали президента Сената и приза международного молодежного жюри на МКФ в Венеции (1997, за фильм «Вор»)
Лауреат приза ЮНИСЕФ (1997, за фильм «Вор»)
Лауреат почетного диплома «За гуманистический пафос» на КФ «III тысячелетие» в Риме (1997, за фильм «Вор»)
Лауреат главного приза «Золотая роза» и приза за лучшую режиссуру на фестивале «Кинотавр» (2004, за фильм «Водитель для Веры»)
Лауреат Гран-при «Выборгский счет» на кинофестивале в Выборге (2004, за фильм «Водитель для Веры»)
Лауреат Гран-при на кинофестивале в Анфлере, Франция (2004, за фильм «Водитель для Веры»)
Лауреат главного приза «Большое золотое яблоко» фестиваля продюсерского кино России и Украины (2007, за фильм «Русская игра»)
Лауреат главного приза «Золотая ладья» фестиваль российского кино «Окно в Европу» (2007, за фильм «Русская игра»)

Детство

Павел Чухрай, сын режиссера Григория Чухрая, родился 14 октября 1946 года в поселке Быково Московской области. Семья жила в коммуналке, где всегда толпились друзья.… Павел был «ребенком двора»: вечно драки - одни дома с другими, с криками «ура», с какими-то кольями. Родители, правда, довольно легко к этому относились.

В кино Павел Чухрай влюбился, как только начал себя осознавать. Это его очень ранняя любовь. Отец, Григорий Чухрай, после ВГИКа попал на Киностудию имени Довженко, где семья жила в общежитии прямо на ее территории, и детство прошло в этом киношном мире. Он бродил по павильонам, заходил в проекционные залы смотреть материал, в лаборатории, где делали копии фильмов. Это был очень интересный мир.

Донской снимал «Мать» с Алексеем Баталовым, который был еще студентом, Параджанов – «Андрияш», Алов и Наумов – «Тревожную молодость»... Мальчик играл в тех декорациях. И безумно завидовал детям, которых приглашали на роли. Он чувствовал себя хозяином студии: меня все знали, везде пускали, а в кино, все же, брали других.

Павел был нефотогеничный, да и отец был против. Несколько раз, правда, парня звали на какие-то эпизодики, на озвучание, но отец старался этого не допускать. Впрочем, однажды Павел все-таки попал в картину про Западную Украину.

У родителей был приятель Генрих Габай. И вот как-то он пришел ночью и сказал отцу: «Гриша, выручай! У нас мальчик заболел, срочно нужна замена». Парня разбудили и отправили на ночные съемки. Надели на него национальный костюм, шляпу соломенную, и он был безумно горд. Снимался эпизод свадьбы, где надо было есть курицу. Когда 12 дублей подряд Павел ел курицу, которую уже видеть не мог, то понял, что актерская профессия - не только развлечение.

В доме отца бывали - Михаил Ромм, Анджей Вайда, Джузеппе Де Сантис, которых мальчик очень любил и уважал, и которые безо всякого пафоса всю жизнь жили по совести. Когда ты такое видишь не в кино, не в книжке, а в действительности, это производит очень сильное впечатление. На их примере Павел Чухрай, кстати, понял одну вещь: циничным быть легко, но на самом деле это слабая позиция.

Кино

Свою деятельность в кино Павел Чухрай начинал с работы радиомонтажника на «Мосфильме», затем работал осветителем на учебной киностудии ВГИК. В 1969 году Павел окончил операторский факультет, мастерскую Б.Волчека, а в 1974-м – режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую И.Таланкина. Диплом защитил короткометражным фильмом «Вольному воля».

По окончании института стал работать режиссером киностудии «Мосфильм». Дебютировал Павел Чухрай картиной «Ты иногда вспоминай», по повести В.Кунина «Местная анестезия», единодушно признанной критикой неудачной. Вторая работа – «Люди в океане», сделанная на пересечении жанров фильма-катастрофы и так называемого политического фильма, имела зрительский успех и принесла режиссеру известность.

Клетка для канареек

На волне общего интереса к так называемой молодежной проблематике Чухрай снял одну из лучших своих картин «Клетка для канареек», по пьесе А.Сергеева «Случай на вокзале». В камерной драме с двумя действующими лицами, единством времени и места действия чувствовалась неподдельная тревога за «молчаливое», «потерянное» поколение восьмидесятников. В сюжете с криминальными мотивами, вопреки входившей в моду «чернухе», доминировала трогательная лирическая нота. Чухрай решил сложную режиссерскую задачу, вписав игровой актерский дуэт в почти документальную среду вокзала с его будничной суетой.

Менее удачным, однако, вызвавшим оживленные дискуссии в прессе, стал фильм «Зина-Зинуля», по пьесе А.Гельмана «Зинуля». Конфликт и драматургические приемы фильма перекликались с жанром производственной драмы, с одиноким протестом.

Вор

Стоит отметить, что снимает Павел Чухрай редко и всегда только о том, что его волнует. Для режиссера важно эмоциональное ощущение, он работает очень трудно, и если он не вовлечен, не увлечен конкретной данной историей, не сопереживает герою, у него ничего не выходит. Получается что-то холодное - ни уму, ни сердцу. Вообще кино, по мнению режиссера, - конкретное, материальное искусство.

Большой интерес отечественной и международной зрительской аудитории, а также специалистов, вызвал фильм Павла Чухрая «Вор» (1997) с Владимиром Машковым в главной роли. Многие заметили, что картина «Вор» чем-то напоминает старое кино, в частности «Похитителей велосипедов». Да и неудивительно, режиссер просто обратился к опыту своей жизни. «Вор» - это его раннее детство, воспоминания, которые ему хотелось материализовать на экране. Ведь кино тоже становится частью нашего жизненного опыта, даже не всегда такое великое, как кино Бергмана, Феллини или Тарковского. Но и более простые картины, например «Крестный отец» или формановская «Кукушка», где кроме блеска профессии, таланта, актерского состава и прочего, еще и какой-то нерв задет, что-то такое существенное можно прочесть. Это важно, дорого в искусстве.

Успех «Вора» объясняется не только интересным жанром – ретро, мелодрама и криминальная драма, – но и вызовом, брошенным, опять-таки в духе времени, киномифологии, в том числе и фильмам Чухрая - отца. Заглавный герой картины намеренно разрушает представление о «поколении победителей» Великой Отечественной, а сюжет фильма в целом – послевоенное отношение народа и власти. Но дело даже и не в сюжете, а скорее в атмосфере той поры.

Чухрай снял балладу о своем ровеснике - о мальчишке. Именно он - главный герой картины, а вовсе не Толян в исполнении Машкова. И если кто-то этого не понимает, значит, что-то не получилось. «Конечно, этот персонаж - вора - я тоже люблю. Я старался его понять, простить ему какие-то вещи, потому что убежден, что многие из тех, кого видим нынче по ТВ, гораздо хуже Толяна. Я смотрю сегодняшнее ТВ, где редкое ток-шоу обходится, к примеру, без такого политика, как Жириновский, и думаю: ей-богу, мой вор лучше», - улыбается режиссер.

Водитель для Веры

В 2004 году Павел Чухрай снял картину «Водитель для Веры». Шестидесятые годы врезались в память очень живо, и режиссеру хотелось рассказать о своем юношеском восприятии мира. Рассказать любовную драматическую историю на фоне яркой солнечной атмосферы Крыма, радостной, красивой и цветной. Крым здесь - один из героев фильма.

Просто режиссер столкнул эти два пласта - яркую солнечную картинку, внешнее благополучие и внутреннюю драму своих героев. Поэтому фильм жизнерадостен по «картинке», а человеческие отношения замешиваются довольно круто и драматично. Ведь в нашей стране при всех изменениях многое остается прежним. Что - то одновременно и хорошо, и плохо. Вот режиссер и попытался рассказать, что, в какую бы эпоху мы ни жили, с одной стороны всегда будут и великодушие, и честность, и человеческое тепло, и любовь, а с другой - перемалывающая жизнь жестокая игра, в которую вовлечены герои.

Зрителей тронула повесть о славном генерале, волею судеб попавшем в жернова истории, честном человеке, который должен жертвовать во имя «государственных» интересов, и его молодом водителе. Главные роли в фильме исполнили Андрей Панин, Алена Бабенко и Игорь Петренко. Нельзя не отметить потрясающую игру Богдана Ступки в роли опального генерала. Это не было случайным попаданием в яблочко.

Павлу Чухраю было важно, чтобы эту роль сыграл именно Ступка, потому что ему не нужно было ничего объяснять, потому что он ту жизнь знает не понаслышке. Изнутри знает и людей этих, и эту бюрократическую машинерию. Он четко понимал, кого играет и что играет.

Хотя «Водителя для Веры» можно критиковать за многое – неточную драматургию, неудачный выбор молодых актеров, неубедительность психологических сцен. В то же время фильм трогает честностью и необычной для российского кино атмосферой. Создается впечатление, что, уделяя недостаточное внимание психологии и драматургии, режиссер освободил место для более важных вещей. Для того, например, чтобы заявить: государство не несет ответственности перед гражданином, но каждый человек – соучастник его деяний.

Стивен Спилберг

Международный проект Стивена Спилберга включал в себя 5 фильмов, снятых в разных странах на одну тему - Холокост. В Польше снимал Анджей Вайда. Почему Спилберг решил остановиться на кандидатуре Чухрая, не известно. Режиссер никогда у него и не спрашивал, они раньше не были даже знакомы. Скорее всего, из-за картины «Вор». Она показывалась в Американской киноакадемии, когда выдвигалась на «Оскара». Затем был успешный прокат в США, хотя иностранные ленты там очень трудно прокатываются. Стоить заметить, что дома фильм год держался в кинотеатрах и в видеопрокате.

Павел Чухрай сделал документальный фильм «Дети из бездны» о Холокосте во время Второй мировой войны на территории СССР. Очень тяжело было работать, потому что отсматривать этот материал по сто раз никому не пожелаешь. Сотни часов человеческого горя.

Тем не менее, отказаться было невозможно - во-первых, потому что Спилберг - большой авторитет, а во-вторых, конечно, из соображений гражданского долга. Очевидцев тех событий осталось мало - это все рассказы людей, которым тогда было от 5 до 7 лет и которые чудом выжили, прошли через несколько расстрелов. Судьбы сумасшедшей фантастичности, история каждого из этих людей тянет на восемь серий. Потому-то многое не вошло в картину. В России «Дети из бездны» дважды шли по Первому телеканалу. Картину катают по всему миру: в Европе, в Латинской Америке, в Австралии. Это широкая кампания, и она идет до сих пор.

Я этим живу…

Не нужно мериться славой…
Григорий Чухрай не хотел, чтобы его сын снимался в кино. А Павел Чухрай почему-то не снимает фильмы по сценариям своей жены - известного кинодраматурга Марии Зверевой. Это, наверное, семейное, наследственное?

«Не знаю. Мы с Машей в начале нашей семейной жизни вместе работали, но у нас все кончалось ссорами. Схватки на творческом поприще начинались чудовищные, и в какой-то момент мы решили, что дело того не стоит. Тем не менее, и я, и она показываем, друг другу свои сценарии, обсуждаем их, подбрасываем какие-то идеи. Нам просто», - влюблено говорит Павел Чухрай.

В жизни волнует многое…
Кинолента «Монолог в четырех частях» продолжает цикл программ-монологов, героями которого были известные кинорежиссеры Эльдар Рязанов, Владимир Наумов, Сергей Соловьев, Ежи Гофман и теперь стал Павел Чухрай.

«Все, что ты чувствуешь, переходит в фильмы. А как может быть по-другому? - говорит в передаче Павел Григорьевич Чухрай. – Я даю какие-то интервью, и мне говорят: Вы - режиссер, и поэтому рассказывайте про кино. Но меня в жизни волнуют десятки других вещей! И если б они меня не волновали, я бы и кино не мог делать. Мне интереснее говорить не про кино, а про то, что происходит в политике, в мире, в стране... Я этим живу. А кино – способ выразить то, что тебя волнует». «Я себе иногда говорю, что все художники убегают от жизни, - говорит в заключительной части своего «Монолога» режиссер. - В какие-то моменты я чувствую: то, чем мы занимаемся – это придуманный мир, где мы живем и прячемся от встреч с гаишниками, от починки перегоревших пробок…. Ты отгораживаешься от всего этого и занимаешься «серьезным делом». А вот насколько оно серьезное? Это можно сказать только со стороны»…

Катя Тур