Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Чхиквадзе Рамаз _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1954 Стрекоза
1959 День последний, день первый
1967 Мольба
1971 Ожерелье для моей любимой
1972 Саженцы
1973 Мелодии Верийского квартала
1974 Истоки
1976 Городок Анара
1977 Древо желания (Картины из жизни дореволюционной грузинской деревни) - драма
1977 Комедия ошибок
1977 Побег на рассвете
1978 Синема
1978 Аревик
1978 Срочный вызов
1979 Грузинская хроника XIX века
1979 Дюма на Кавказе
1979 Санта Эсперанса
1980 ...Шито-Крыто
1982 Где-то плачет иволга...
1983 Я готов принять вызов
1985 Победа
1985 Страховой агент
1987 Скорбное бесчувствие
1987 Как дома, как дела?
1988 Ашик-кериб
1988 Последняя молитва Назарэ
1988 Житие Дон Кихота и Санчо
1989 Возвращение Ходжи Насреддина
1990 Закат
1991 Путешествие товарища Сталина в Африку
1992 Восточный роман
1992 Официант с золотым подносом
1993 Силуэт в окне напротив
1996 Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара
2000 В августе сорок четвертого

ЧХИКВАДЗЕ
Рамаз Григорьевич

Родился 28.02.1928, Тбилиси

Народный артист СССР (1981)
Народный артист Грузии (1972)
Лауреат Государственной премии Грузинской ССР им. К. Марджанишвили (1975, за роль Кваркваре Тутабери в пьесе Поликарпе Какабадзе)
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за роль в спектакле «Кавказский меловой круг»)
Государственная премия Грузинской ССР им. Ш. Руставели (1981, за роль в спектакле «Ричард III»)
Герой Социалистического Труда (1988)

Правильный выбор

Рамаз Григорьевич Чхиквадзе родился 28 февраля 1928 года, в городе Тбилиси. Музыкальные таланты Рамаза Чхиквадзе были заложены в нем генетически: дедушка его был выдающимся специалистом по грузинской фольклорной музыке, отец и мать были профессорами консерватории. Таким образом, будущая звезда грузинского театра и кино с пеленок вкусил семейные музыкальные традиции, и голос его, даже будучи еще профессионально не обработанным, был поставлен самой природой.

После окончания школы Рамаз Чхиквадзе долго колебался, в какой вуз ему поступить - в консерваторию или театральный. Театральный победил! Это был Тбилисский театральный институт им. Шота Руставели.

Начало творческого пути

Творческая биография Рамаза Чхиквадзе началась рано. В период студенческих лет профессор, руководитель курса, первый в Советском Союзе отважился поставить на институтской сцене «Семью» Попова, об отроческих и юных годах Ленина, очень смелый эксперимент. Сам факт постановки этой пьесы сегодня, безусловно, не вызывает положительных эмоций, но это та история, на фоне которой развивался и шлифовался талант будущего актера, и обойти ее было бы безрассудно.

Разрешить студенту третьего курса, в то время, сыграть образ «вождя мирового пролетариата» выглядело кощунственно, и очень смело. В те времена всего два-три актера в стране на это имели негласное право: Штраух, Щукин... Мюфке – вот, пожалуй, и все...

Когда режиссер поручил роль Ленина Рамазу Чхиквадзе, все были шокированы: красавчик, с тяготением к легкому жанру... немыслимо! Но когда в III акте на сцену стремительно вышел «возмужавший Ленин» в черном пальто нараспашку, в черном галстуке в белую горошину, зажатой кепкой в руке, приветственно поднятой вверх, зал стоя устроил студенту бурную овацию. Так узнаваем был этот, на мгновенье замерший – живой монумент...

Да! Это было признание! Труднейшая задача была выполнена с честью!

Театр

Рамаз Чхиквадзе - блестящий представитель грузинской актерской школы: артистическое обаяние, яркая творческая индивидуальность актера влекли на его спектакли публику. Он никогда не был обделен вниманием зрителей и критики. Все роли актера на сцене Государственного академического театра имени Шота Руставели, в труппу которого он пришел в 1951 году, становились яркими театральными событиями.

Счастлив актер, если на его творческом пути встречается режиссер-единомышленник, художник, эмоциональный настрой которого востребует ту или иную актерскую индивидуальность, совпадет с творческими стремлениями исполнителя. Таким режиссером стал для Рамаза Чхиквадзе на сцене театра Роберт Стуруа.

В сотрудничестве двух выдающихся мастеров родились шедевры руставелевской сцены - Аздак и Ричард III в прославленных спектаклях «Кавказский меловой круг» и «Ричард III». Этими образами восхищались зрители Германии и Великобритании, Греции, Италии и Швейцарии, Мексике и Австралии.. Сегодня уже история театра: роль Леандро в «Испанском священнике» и Милорадо в «Докторе философии», образ Мекки-Нож в «Трехгрошовой опере», Виктор в «Иркутской истории» и Коса в «Чинчраке».

Кино

Менее востребованным Рамаз Чхиквадзе оказался кинематографом. И все-таки первая же роль в кино - Шота в популярнейшей по сию пору «Стрекозе» Сико Долидзе значительно пополнила ряды поклонников артиста, стала свидетельством его несомненной музыкальной одаренности. От фильма к фильму становилась более филигранной техника, росла исполнительская культура, мастерство импровизации. «Каждая роль, собственно, делается из таких материалов - твое сердце, твои нервы, твои боли, твои ошибки. Сочетания всех этих вещей создают образ, который находит отклик», - жизненное кредо актера.

Актер прекрасно танцевал, легко и изящно шутил, в совершенстве владел техникой речи и музыкальным речитативом, а его беспредельная юношеская привлекательность завораживала и околдовывала сама по себе...

Рамаз Чхиквадзе оказался прелестным и комедийным актером. Его образы, созданные в комедиях «Городок Анара», «Дюма на Кавказе», «Страховой агент», «Комедия ошибок», и, конечно же, «Официант с золотым подносом», запомнились зрителям надолго.

А вот роль Луки в картине Резо Чхеидзе «Саженцы» стала несомненной творческой победой артиста. Тогда актеру едва минуло сорок, но он был столь убедителен в образе убеленного сединой старика, что на восьмом международном кинофестивале в Москве удостоился приза за лучшее исполнение мужской роли.

Существо актера Рамаза Чхиквадзе было многогранно, сильный творческий интеллект оригинален, способность к перевоплощению безгранична… Актер создал галерею трагических образов в кинодрамах: «Санта Эсперанса», «Закат», «Аши – кериб».

Менялись исторические периоды, как сценические костюмы, — пятидесятые, оттепель, застой, перестройка, но о Рамазе Чхиквадзе всегда говорили: «наш современник». Диапазон фильмов с участием артиста колебался от социального фарса до великих исторических событий – «Победа», «Древо жизни», «Грузинская хроника Х1Х века», и, бесспорно, роль Сталина в киноленте «Путешествие товарища Сталина в Африку».

Актер, человек, гражданин!

Когда говорят о таком явлении в искусстве, как актер Рамаз Чхиквадзе, - можно начинать с любой точки его богатой биографии, ибо отовсюду высвечивается личность актера, человека и гражданина. Какой Рамаз Чхиквадзе актер – известно всем, какой же он человек – знают родные, друзья, близкие люди, какой гражданин Рамаз Чхиквадзе – публично проявилось совсем недавно, когда решалась судьба родины – быть или не быть ей свободной, достойной, уважаемой... В час великого народного испытания он с тяжелым сердечным приступом сбежал с больничной койки, чтобы быть вместе с народом и подать свой голос за обновленную Грузию!

Татьяна Новитчинская

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Диана Кесснер, «Человек, которого встречают и провожают овациями» («Вечерний Тбилиси»)