Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1921 Арсен Джорджиашвили - актер
|
ЧИАУРЕЛИ 25.01.1894, Тифлис, Грузия – 31.10.1974, Тбилиси Народный артист СССР (1948) Всесторонне одаренная личность Михаил Чиаурели был необыкновенно одаренным человеком. Он сочетал в себе таланты
актёра, художника, скульптора, играл на всех инструментах, был полиглотом. Его
путь в искусстве начался с тифлисской школы живописи и скульптуры, которую Михаил
окончил в 1916 году. В 1921 Михаил Чиаурели участвовал в организации театра Революционной
Сатиры при Грузинском отделении РОСТА. Затем два года жил в Германии, где учился
в скульптурных мастерских. Актер В кино Михаил Чиаурели начинал как актер, исполнив роль Арсена Джорджиашвили в одноименном историко-революционном фильме режиссера Ивана Перестиани о событиях 1905 года. Затем последовали роли в исторической драме все того же Ивана Перестиани «Сурамская крепость» (купец Осман), в фильме Владимира Барского «Кошмары прошлого» (Гаруни), комедии Александра Цуцунавы «Ханума» (Мито и Дато - племянники купца), драме Амо Бек-Назарова «Натэлла» (Джондо). Ранние работы в кино С 1926 года Михаил Эдишерович переключается на режиссерскую деятельность. До 1928 года он был актером и режиссером «Красного театра» при Пролеткульте. Параллельно с 1926 по 1941 год Чиаурели работал режиссером и художественным руководителем организованного им Грузинского театра музыкальной комедии. А с 1928 года был к тому же и режиссёром Госкинпрома Грузии (позже - «Грузия-фильм»). Режиссерским дебютом Михаила Чиаурели на киноэкране стал историко-революционный фильм «Первый корнет Стрешнев» (1928), повествующий пробуждении классового сознания у старого служаки царской армии на Кавказском фронте в 1917 году. Среди ранних работ режиссер стоит выделить сатирическую ленту «Хабарда» (1931) и первый грузинский звуковой фильм «Последний маскарад» (1934). Большой успех режиссеру принес исторический фильм «Георгий Саакадзе» - историческая эпопея по произведению А. Антоновской о талантливом полководце и видном государственном деятеле Грузии. Эта двухсерийная лента была дважды удостоена Сталинской премии I степени (отдельно за каждую серию). Образ Сталина С 1946 по 1955 год Михаил Чиаурели работал режиссёром на киностудии «Мосфильм». Этому периоду принадлежат его картины: «Клятва» (1946, Государственная премия СССР, 1947, Золотая медаль на МКФ в Венеции, 1946), «Падение Берлина» (1949, Государственная премия СССР, 1950, Большая премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950) и «Незабываемый 1919-й» (1951, Большая премия МКФ в Карловых Варах, 1952). Впоследствии картины Михаила Чиаурели подвергались критике, как возвеличивающие И.В.Сталина. Действительно, созданный им образ вождя и отца народов, имел мало общего с реальным Сталиным. Тем не менее, в те годы они имели определенный успех у зрителей. Поздние работы в кино А вот поздние фильмы режиссера успехом у зрителей наоборот не пользовались. Это относится и к политической ленте «Генерал и маргаритки» (1963) и к музыкальной комедии «Иные нынче времена» (1965). Возможно, чувствуя необходимость что-то изменить, Михаил Эдишерович обратился к мультипликации. Его авторству принадлежат такие замечательные мультфильмы, как: «Певец зари» (1968), «Петух-хирург» (1971), «Блоха и Муравей» (1972), «Кувшин масла» (1973), «Как мыши кота хоронили» (1969 – аллегория на тему похорон Петра I). Семья Жена Михаила Эдишеровича - Верико Анджапаридзе – была известной грузинской актрисой. Она снималась, как в фильмах мужа («Падение Берлина», «Генерал и маргаритки» и др.), так и в картинах других режиссеров. Еще более известна их дочь – знаменитая актриса Софико Чиаурели, блестящая исполнительница главных ролей в фильмах «Хевсурская баллада», «Ищите женщину», «Миллион в брачной корзине» и др. Игорь BIN Использованные материалы: |