Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Булгакова Майя Григорьевна_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

БУЛГАКОВА
Майя Григорьевна

19.05.1932, село Буки, Киевская область - 07.10.1994, Москва

Народная артистка РСФСР (1976)
Диплом за лучшее исполнение женской роли на фестивале Закавказских республик и Украины (1968 год - за участие в фильме "Скуки ради")

Долгий путь к признанию

Окончив школу, Майя Булгакова решила поступать во ВГИК. Родители не одобряли выбор дочери, однако мешать ей не стали. На одном курсе с Булгаковой учились ставшие впоследствии знаменитыми Надежда Румянцева, Изольда Извицкая, Юрий Белов и другие.

Окончив в 1955 году ВГИК (мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой), Майя Булгакова стала актрисой театра-студии киноактера. Многие ее однокурсники почти сразу после окончания ВГИКа стали знаменитыми. У Булгаковой путь к признанию был намного дольше. Она дебютировала в эпизодической роли в фильме "Вольница", после чего о ней заговорили как об очень одарённой актрисе. Однако режиссёры не торопились с новыми предложениями, и Булгакова начала петь на эстраде с оркестром Леонида Утёсова и даже получила приз на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1957 году. Майя Булгакова первая в СССР начала исполнять на сцене песни Эдит Пиаф.

В течение десяти лет Булгакова периодически снималась в эпизодических ролях, среди которых встречались весьма удачные. Критика и зрители высоко оценили небольшую, но ярко сыгранную роль Алены в картине Юлии Солнцевой "Повесть пламенных лет", вышедшей на экраны в 1961 году.

"Крылья"

После десятилетия простоя и эпизодов первой крупной работой актрисы в кино стала лента "Крылья" (1966) Ларисы Шепитько. Булгакова блестяще создала образ бывшей летчицы Надежды Петрухиной, ставшей после войны директором ремесленного училища. Ее героиня, воспринимаемая излишне сухой и жесткой своими учениками, взрослой дочерью или молодой журналисткой, берущей у нее интервью, оказывается в то же время непосредственной носительницей памяти о минувшей войне, своего рода "живым экспонатом" в местном музее ратных подвигов, потому что раньше была летчицей и участвовала в боях.

Народная артистка РФ Тамара Петровна Семина: "Лариса Шепитько ее вознесла, единственный режиссер, который дал ей главную роль в фильме "Крылья". А как она сыграла!!! Вообще все ее знали как удивительную актрису. Но и она посылала всех будь здоров. Как она пела, какая там, к черту, Эдит Пиаф. Если бы ей дали запеть с экрана, Пиаф на родине называли бы французской Майей Булгаковой. Такого драматизма, такого трагизма актриса - глыбина".

Работа в кино и личная жизнь

В эти годы Майя Булгакова вышла замуж за сына знаменитого режиссера Евгения Иосифовича Габриловича Алексея Габриловича. Булгакова сыграла огромную роль в том, что Алексей тоже стал режиссером. Всю их совместную жизнь она была самым строгим и суровым критиком работ своего мужа.

Супруги воспитали двух дочерей. Мария Габрилович впоследствии стала актрисой.

В 1967 году режиссер Глеб Панфилов начал съемки фильма "В огне брода нет". Автором сценария был Евгений Габрилович. На главную роль сразу же была утверждена Инна Чурикова. А вот на роль беспутной санитарки Марии, тайно влюбленной в комиссара Евстрюкова (Анатолий Солоницын), пробовались многие актрисы. Жена Евгения Габриловича Нина Яковлевна подсказала попробовать Майю Булгакову. Выбор оказался удачным. В игре Майи Булгаковой было удачное сочетание лиризма и истовости, эмоционального порыва.

Еще одной большой удачей стала роль Катерины Ивановны в фильме "Преступление и наказание" (1969). Майя Булгакова очень хотела сыграть эту роль и одновременно боялась ее. Роль стала главным испытанием для актрисы, которая с честью выдержала его. Булгакова предельно точно вписалась в мир героев Достоевского, с их изломанными судьбами.

После этого Булгакова стала сниматься необычайно много. Она "населила" экран героинями, в которых всегда обнаруживались незаурядный темперамент, внутренняя непоколебимая сила, а также железная уверенность в необходимости не просто выжить, но жить.

Наиболее известны и популярны работы Булгаковой в фильмах: "Воскресение", "Люди и звери", "Егор Булычёв и другие", "Чужие письма", "Приключения Электроника", "Прощание славянки", "Похороны Сталина". Заметны ее актерские работы в историко-костюмных лентах "Юность Петра", "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", в комедии "Женитьба", в мелодраме "Василий и Василиса".

В числе удачных ролей Майи Булгаковой можно также назвать Лущилиху из любимой зрителями телевизионной экранизации романа А.Калинина "Цыган", в которой главные роли исполнили Клара Лучко и Михай Волонтир.

Майя Булгакова много работала на сцене Театра-студии киноактёра, но об этой стороне творчества говорила так: "После кино всё странно и страшно… В зале-то люди сидят".

В 70-е годы Майя Булгакова повторно вышла замуж. Ее мужем стал австрийский коммунист, переехавший ради Булгаковой в Москву. У нее была возможность покинуть СССР и уехать жить в Австрию, однако актриса предпочла остаться жить на Родине.

Майя Булгакова снималась в кино очень много. Она была просто одержима работой. "Любовник может предать, муж может предать, друзья могут предать, не предает только работа", - говорила актриса. Майя Григорьевна не оставалась спокойной и дома. Она постоянно стремилась чем-то заняться. По признанию знакомых ее дом сиял чистотой. При своей загруженности она находила время уделять много времени дочерям, наводить порядок дома, вкусно готовить.

Трагедия

Осенью 1994 года Майя Булгакова и Любовь Соколова попали в страшную аварию - машина, на которой их везли на концерт, врезалась в столб. Актрисы оказались в реанимации. Любовь Сергеевну выписали через несколько недель, а Майя Григорьевна скончалась, спустя несколько дней, не приходя в сознание. Незадолго до аварии у нее умер муж. А спустя год умер ее первый муж Алексей Габрилович.

На похоронах Майи Булгаковой ее близкая подруга рассказала, что накануне трагедии актриса шепотом, но с улыбкой поведала буквально следующее: "Я знаю, что скоро встречусь с мужем". Смерть супруга актриса переживала очень остро: ощущая свое одиночество и не мысля своей жизни без любимого человека, с которым прожила долго и счастливо, Майя Булгакова молила Бога, чтобы он скорее забрал ее к себе.

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
"Крылья" http://mediateka.km.ru;
Майя Булгакова http://www.kinoexpert.ru