Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Борзова Елена_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

БОРЗОВА
Елена Николаевна

Родилась 23.10.1956 г, Москва.

Заслуженная артистка России
Лауреат Специального приза Международного Кинофестиваля в Карловых Варах (1982)
Лауреат Гранпри за исполнение женской роли на Всесоюзном кинофестивале в Таллине (1982)
Лауреат государственной премии СССР (1984)

Дебют

Елена Борзова родилась в Москве, - центре советской киноиндустрии. Не удивительно, что в детстве она мечтала о том, как когда-нибудь к ней на улице подойдут и предложат: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Проходил год за годом, а мечта так и оставалась мечтой. К девятому классу она уже распрощалась с карьерой актрисы и стала подумывать о том, чтобы стать архитектором, как мама. И тут – свершилось!

Елена занималась бальными танцами, и однажды к ним на репетицию пришла Вера Евгеньевна Лель. Она долго наблюдала за девочками, а по окончании репетиции пригласила Елену на киностудию имени М. Горького. Успешно пройдя пробы, девочка была утверждена на роль Тони в военную ленту Юрия Григорьева «Письма из юности» (по повести Анатолия Соболева «Какая-то станция»). Юная актриса оказалась на одной площадке с такими мастерами, как: Леонид Неведомский, Валентина Сперантова. Вспоминая о той работе, Елена Николаевна признается, что попала в среду профессионалов, которая и сформировала ее как личность.

После окончания съемок в картине «Письма из юности» Елена Борзова уже твердо знала, что будет только актрисой. Причем на предложение мамы позаниматься с кем-нибудь, девочка заявила: «Ни в коем случае! Если я им такая не нужна, какая есть, то я вообще как актриса не нужна!»

Школа-студия МХАТ. И только она!

Окончив школу (к тому времени она снялась еще в одной картине - в фильме режиссера И.Туманяна «Мальчик и лось» она сыграла роль невесты), Елена Борзова подала документы сразу в несколько театральных ВУЗов столицы.

Елена Борзова рассказывает, что многое в ее жизни происходило спонтанно. Вот и в МХАТ она пришла после дождя – мокрая, грязная. Прочитала отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», - это было единственное, что она помнила наизусть. Приемная комиссия, которой за день уже не в первый раз приходилось слышать этот отрывок, все же обратила внимание на необычную девушку. Елене подробно рассказали, как подготовить репертуар к поступлению, и посоветовали прийти через год. Она пришла через несколько дней…

Ее все же допустили к конкурсу. Мало того, она успешно сдала все экзамены и уже была готова к зачислению! Осталось только принести документы, которые в это время находились училище имени Щепкина. А там ей заявили, что документы отдадут только когда окончатся экзамены. В «Щепку» она не прошла, а когда вернулась с документами в МХАТ, там на ее место уже зачислили другую…

Через год Елена Борзова вновь отправилась покорять МХАТ. Ей советовали: «Поступай везде, не валяй дурака!», а Лиознова, покоренная игрой актрисы в картине «Письма из юности», и вовсе готова была взять ее во ВГИК без экзаменов. Но Елена твердо для себя решила: только школа-студия МХАТ! И на этот раз она поступила!

Театр, кино и личная жизнь

Будучи студенткой школы-студии МХАТ, Елена Борзова безумно влюбилась. Она вспоминает: «Он был моим преподавателем и делал со мной отрывки. И в ходе репетиции полюбил меня и заразил своим чувством. У него за плечами уже был опыт семейной жизни, а я была наивной и смотрела на мир широко раскрытыми глазами. И замуж я вышла, так толком и не поняв, любила я его или нет. Слепая страсть! Хочу — и все!!!»

В 1979 году, по окончании учебы, Елена получила приглашение сразу в три театра - Пушкинский, «Современник» и МХАТ, но ушла в Московский Новый драматический театр. Ушла по большой страсти - следом за мужем, о чем очень потом пожалела. Но об этом позже…

А поначалу все складывалось хорошо. Елену даже не смутило то, что режиссер заставил ее написать «документ», в котором она обещала не рожать в течение трех лет. Да мало ли какой документ! Ей захотелось ребенка, и она родила!

Беременность актрисы совпала с назначением на роль главной героини Ганны Чернушки в эпической белорусской ленте Юрия Турова «Люди на болотах» (по роману Ивана Мележа). Актриса вспоминает: «Мне пришлось прийти к режиссеру Юрию Турову, чтобы сказать о своей беременности. От ужаса, что он начнет кричать, у меня аж челюсть дрожала... А Виктор Тимофеевич так обрадовался и говорит: «Давай, Лена, рожай!» Мы сняли свадьбу, где моя героиня выходила замуж за персонажа Бориса Невзорова, и следующий раз я приехала на съемочную площадку уже с грудным ребенком…»

Специалисты считают картину «Люди на болотах» - лучшей экранизацией из жизни белорусского народа. Для самой Елены Борзовой эта роль стала настоящей творческой удачей, самой яркой, самой значимой работой в ее актерской судьбе. Дитя асфальта, как сама она о себе говорила, Елена Борзова настолько «совпала» с любимой героиней Мележа и Турова, настолько слилась с образом сильной и независимой по натуре и в то же время мягкой и очень женственной полешучки, что другой Ганну белорусский зритель уже не представлял. В нее поверили, ее приняли и полюбили. Именно с того времени коренную москвичку миллионы зрителей стали искренне считать белорусской актрисой…

Театр. Розы и шипы

Белорусская тема в творчестве Елены Борзовой «прозвучала» и на сцене. Как-то раз Борис Луценко, который в то время был режиссером Минского театра-студии киноактера, дал ей прочитать пьесу Червинского «Счастье мое», а затем пригласил посмотреть этот спектакль. Елена Николаевна признается, что сразу же влюбилась в материал. Каково же было ее счастье, когда через полгода раздался звонок, и Луценко предложил ей сыграть роль Вики в этом спектакле. Не раздумывая, она «рванула» в Минск…

Елена Николаевна вспоминает: «Первый спектакль был форменным кошмаром. Я не помнила текст и просила своего партнера Петю Юрченкова помогать мне, если стану запинаться. Волновалась страшно, но потом наступила сладость от того, что зрителям понравилась моя игра. Я влюбилась в эту пьесу, в этот спектакль. Я его восприняла как глоток творческой свободы, и, сознаюсь, лучшей роли в театре у меня не было...»

Тем временем положение актрисы в Новом драматическом театре стало невыносимым. Причиной этому явилась любовь. Елена Борзова позволила себе полюбить другого мужчину. Полюбить так сильно, что решилась на развод. После этого и началась травля…

Да, она выходила на сцену, играя в спектаклях: «Годы странствий» (Нина), «Необыкновенные приключения» (принцесса), «Кто этот Диззи Гилеспи» (Катя), «Игра Воображения» (Женя), «Перстенек» (Варюша), «Единственный наследник» (Лизетта), «Летним вечером» (Варя), «Танго» (Аля) и других. Но за спиной ее безжалостно «жалили» коллеги. Театральные «доброжелатели» дошли до того, что позвонили в Госкино и заявили, что не рекомендуют актрису Борзову к выезду за рубеж, по ее политическим взглядам. Масла в огонь «подлила» и сама Борзова, отказавшись вступать в КПСС. Это привело к тому, что ее вызвали в КГБ, где допрашивали 12 часов! А после этого еще долго не выпускали за рубеж на фестивали…

Кино и жизнь. Неразрывная связь

Свою отдушину актриса находила в кинематографе. Она много снималась в 80-е годы. Зрителям запомнились ее работы в картинах: «Осторожно - Василек!» (мать Василька), «Голубая роза» (Любовь Гощинская), «Опаленные Кандагаром» (Валентина), «Николай Подвойский» (Нина Подвойская), «Последняя электричка» (Ольга), «Клан» (Ольга), «Грех» (Нина Чеботарь) и др.

Рассказывая о своих героинях, Елена Николаевна признается: «Я не смогла разорвать ниточки, связывающие мою жизнь и роли. Например, я играла героинь, которые не дождались своей любви. У меня в жизни то же самое. Когда я осознала существование некой связи между ролями и жизнью, то очень боялась рожать второго ребенка, потому что, по сценариям, дважды хоронила дочь. А в какой-то момент поняла, что никогда не рожу девочку, потому что уже оплакала ее на съемках. И у меня родился второй сын. А потом события моей жизни стали опережать сценарии. Когда я уводила из семьи мужчину, мне в это же время предложили сценарий, в котором я должна была сыграть разлучницу. При этом никто не знал, что в моей жизни происходят такие события…»

Вторая половина 90-х

После феноменального успеха в картинах: «Люди на болотах», «Лес», «Не будите спящую собаку», «Клан», «Грех», «Шляхтич Завальня», взявших немало международных наград на десятках фестивалях, Елена Николаевна с середины 90-х исчезла с экранов.

В 1994 году она стала актрисой Драматического театра им.Станиславского, где сыграла роль Варвары Михайловны в спектакле «Дачники» Максима Горького (режиссер В.Ланской). В 1996 году Борзова перешла в МХАТ им. Горького и там запомнилась по роли в спектакле «Мы идем смотреть Чапаева» (режиссер Татьяна Доронина).

Кроме того, Елена Николаевна в 1995 году создала ряд авторских программ (Крандиевская-Толстая «В тени великого писателя», И.Бунин «Солнечный удар», Б.Шергин «Пинежский Пушкин»), а также стала соавтором и ведущей пяти концертов в концертном зале «Россия» поэта Николая Зиновьева.

Третий брак

Со вторым мужем Елена Борзова рассталась после того, как он уехал в США. Сначала ничто не предвещало беды. Он уехал подрабатывать, и ему там удалось не только зацепиться, но и раскрутиться. Елена Николаевна вместе с сыном тоже приехала в Штаты, но смогла там прожить лишь три месяца, - постоянно тянуло домой. «И вот однажды, - вспоминает она, - утром я схватила ребенка и, в чем была, сбежала из Америки, радуясь тому, что вернусь к друзьям, к маме. Когда я улетала, надеялась, что муж вскоре приедет за мной, за сыном. А он не приехал. Я жутко на него обиделась и подала на развод. Сейчас понимаю, что обида - огромный грех, поэтому научилась ни на кого не обижаться, даже если бы хотела…»

Третьим мужем Елены Николаевны стал тот самый поэт Николай Зиновьев, чьи концерты она проводила в «России». Актриса признается: «Замуж я вышла потому, что преклоняюсь перед талантом этого человека, но не более. Мы с ним не пара, и я прекрасно себе в этом отдаю отчет. Парой мы были со вторым мужем! Но Коля попросил моей руки, и я не отказала, боясь причинить боль талантливому человеку».

Возвращение на экран

Пройдя с честью все испытания, Елена Борзова словно восстала из пепла в начале нового века. Сначала она появилась в небольших ролях в сериалах «Next-2» (официантка) и «Евлампия Романова» (Наташа), а затем судьба подарила ей роль Клеопатры, увядающей звезды шоу–бизнеса в популярном российском сериале «Обреченная стать звездой». Затем были: Серафима в «Точке возврата», Мама Ложкиных во «Взрослых играх» и, наконец, великолепная работа в сериале «Ранетки», где актриса появилась в образе Людмилы Федоровны Борзовой, строгой алгебраички по прозвищу «Терминатор».

Елена Николаевна любит свою однофамилицу из «Ранеток» и гордится созданной ею героиней. Ее прототипом стала учительница биологии, у которой Борзова когда-то училась. Используя грим, костюмы и актерское мастерство, актриса создала образ, совершенно противоположный ее индивидуальности. Образ живой, многогранный и неоднозначный.

Преподавательская деятельность

Помимо работы в кино Елена Николаевна, начиная с 2002 года, занимается преподавательской деятельностью. Она преподает технику речи в Международном Славянском институте им. Г.Р.Державина и в Высшей школе телевидения (Останкино). Является руководителем театра-студии в Университете МВД.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Сайт Елены Борзовой http://www.borzova.sitecity.ru
«Ранетки»: Елене Борзовой нравится Терминатор», http://novy.tv;
«Елена Борзова: «К черту морщины и нелюбимых мужей!» http://vv.com.ua;
«Елена Борзова: «После трех браков хочу роман с молоденьким!», http://vv.com.ua;
Светлана Семкина, «Ганна Чернушка изменила мою жизнь», «Белорусская нива», www.belniva.by