Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Ольга Бакланова_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

БАКЛАНОВА
Ольга Владимировна

19.08.1896, Москва – 06.09.1974, Веве, Швейцария

Заслуженная артистка республики (1925)

Начало

Ольга Бакланова родилась 19 августа 1896 года в Москве в большой дружной семье состоятельных родителей: Владимира и Александры Баклановых. Родившись в театральной семье, а ее мать была известной актрисой театра, получив для того времени солидное классическое образование, в шестнадцатилетнем возрасте девушка успешно прошла конкурсный набор во МХАТ, несмотря на высокую конкуренцию — на три вакансии претендовало 400 девушек, и была принята в знаменитую труппу театра. Там, под руководством легендарного Станиславского она стала усердно постигать тяжелое актерское ремесло.

Без ведома своих наставников студентка Ольга Бакланова, отдыхая на каникулах в Крыму, удачно попробовала свои силы в немых короткометражках гения немого кино, режиссера Виктора Туржанского, который после революции попросту эмигрировал во Францию, основал там собственную кинокомпанию, став впоследствии довольно известным режиссером в Европе.

Начинающая актриса заблистала в триллерах с красочными и интригующими названиями: "Симфония любви и смерти" и "Когда звучат струны сердца" в 1914 году, "Загробная скиталица", "Женщина-вампир" и "Петля смерти" в следующем году, и в 1916 году - "Желтый паспорт", "Лунный свет", "Тот, кто прольет кровь".

Театр

фото Ольги БаклановойОдновременно со съемками в кино молодая актриса стала активно участвовать в театральных постановках по произведениям Пушкина, Чехова, Тургенева, Шекспира и Диккенса на мхатовской сцене: в спектакле "Каменный гость" сыграла роль Лауры, Сашу в "Иванове", Оливию в "Двенадцатой ночи", Берту в постановке "Сверчок за очагом".

Успешное начало актерской карьеры Ольги Баклановой оборвала революция в октябре 1917 года. Во время переворота был убит ее отец, и большую семью Баклановых новая власть переселила в одну комнату в их же бывшем особняке. Понимая, что и её существование, и ее дальнейшая карьера зависят от ее лояльности к новому режиму, актриса в 1918 году приняла предложение сыграть в пропагандистском короткометражке "Хлеб". Блестяще исполненная роль в этой картине была первой, и одновременно последней в кинокарьере актрисы в Советской Республике.

Тогда-то Ольга Бакланова полностью решила переключиться на театральные работы, она начала брать уроки вокала и танца в Музыкальной студии, созданной в 1919 году по инициативе Немировича-Данченко.

Между 1920 и 1925 годами Ольга Бакланова во всем великолепии предстала перед театральными зрителями в классических пьесах с новым авангардным звучанием: Ланж в спектакле по оперетте "Дочь мадам Анго" Шарля Лекока, Лисистрата в постановке 1923 года - "Лисистрата" по комедии Аристофана нежная Карменсита в "Карменсита и солдат" по сочинению Липскерова на музыку Бизе. Трилогия "Любовь и смерть", в двух частях которой — "Бахчисарайском фонтане" по поэме Пушкина и "Алеко" по опере Рахманинова, где актриса блистала соответственно в роли Заремы и Земфиры.

Высокое мастерство исполнения Ольги Баклановой было отмечено правительственной наградой: в 1925 году ей, одной из первых советских актрис, было присвоено звание "Заслуженная артистка республики", и было разрешено в том же году в составе труппы МХАТа выехать на гастроли за рубеж — сначала в Европу, а затем и в США.

Эмиграция

Известный импресарио тех лет Моррис Жест представил американскому зрителю большую часть репертуара советских артистов, предоставив некоторым из них возможность остаться за океаном. В середине 1926 года Ольга Бакланова не вернулась в Россию, она осталась в США.

Сыграв в 1927 году свою первую заокеанскую эпизодическую роль на одной съемочной площадке с Нормой Толмедж и Гилбертом Роландом в мелодраме о любви певички-мексиканки и молодого кабальеро "Голубка", Ольга Бакланова сумела обратить на себя внимание популярного немецкого актёра Конрада Фейдта.

За плечами этого актера было около восьмидесяти фильмов в Германии и США. Он и пригласил приглянувшуюся ему русскую актрису к себе в партнеры в свою новую картину "Человек, который смеется" по одноименному роману Гюго. После впечатляющего исполнения Ольги Баклановой роли герцогини Джозианы, в частности сцены, где героиня Баклановой снимала повязку с лица Гуинплена, в этой киноленте в 1928 году, ее голливудская карьера быстрыми темпами "пошла в гору".

Голливуд

фото Ольги Баклановой1928 год стал самым плодотворным в заокеанской кинобиографии актрисы – она снялась почти в дести фильмах. Успешно отыграв роль Царицы в короткометражке "Секрет царицы", Ольга Бакланова получила приглашение на главную роль Анни в партнерстве с Эмилем Яннигсом от шведского режиссёра Морица Стиллера, в финальную в его карьере картину "Улица греха". Ольга Бакланова же после этого фильма подписала выгодный для себя контракт сроком на пять лет с кинокомпанией "Paramount Pictures".

Далее последовали не менее успешные роли, пусть даже и второго плана, что не очень-то удручала актрису: проститутки Лу в криминальной драме "Доки Нью-Йорка", Грейс Стиллвелл в вестерне "Лавина", Баронесса Хильда Брингс в мелодраме "Три грешника", ведущую роль в котором сыграла звезда немого кино Поле Негри.

После съемок Ольги Баклановой в одном из первых звуковых проектов "Paramount Pictures" в роли знойной Волчицы в паре с Джорджем Банкрофтом в картине "Волк с Уолл-стрит", ее кинокарьера пошла на спад. Две последующие ее роли - Таня Григори в мелодраме "Опасная женщина" и Соня Борондова в комедии "Любимый мужчина" с Ричардом Раленом, были восприняты критиками достаточно прохладно. Толи из-за того, что Бакланова говорила с очень большим акцентом, толи от того, что после начала эры звукового кино она играла только русских или иностранок, но, тем не менее, кинокомпания не торопилась предлагать актрисе новые роли, а в ноябре 1929 года и вовсе ее уволила.

1930-е годы

Небольшая удача улыбнулась актрисе лишь в декабре 1930 года: киностудия "Fox Films" подписала с нею контракт и задействовала актрису параллельно сразу же на две второстепенные роли: Ивонна в музыкальной комедии "Не грусти" и Графиня Хеленка, опять-таки в комедийном фильме "Ты там?".

В начале30-х Ольга Бакланова приняла участие уже в трёх кинолентах на киностудии "MGM". В мелодраме "Великий любовник", в которой главные роли исполнили Адольф Менжу и будущая звезда Ирен Данн, критики усмотрели слабый сценарий, но отметили некоторые сцены с участием Баклановой, которые смотрелись вполне пристойно. Далее последовала драма "Вниз по лестнице" по сценарию Джона Гильберта.

Третий же фильм ужасов "Уродцы" стал поистине триумфальным для актрисы. После отказа от роли в такой провокационной картине Мирны Лой, Ольга Бакланова с блеском сыграла циркачку Клеопатру. Фильм по началу официально запретили в нескольких штатах, и он долгие годы пролежал на полке. Однако впоследствии фильм все же был признан национальным достоянием, а в 1994 году его даже включили в Национальный кинорегистр Библиотеки Конгресса.

Понимая, что на вершину славы в Голливуде ей уже не пробиться, актриса напоследок сыграла в картине "Вниз по лестнице" красавицу Софью Кословскую, обаятельную Анну Гоу-Гоу в криминальной драме "Скандал на миллиард долларов", отметилась в небольшом эпизоде в короткометражном мюзикле "Блюз по телефону". И в 1935 году Ольга Бакланова ушла из кино, но, как оказалось, не навсегда.

Великой актрисе пришлось еще раз появиться на экране, в последний раз ощутить вкус славы в роли гордой оперной примы мадам Дарушки в 1943 году в экранизации, после невероятного успеха на Бродвее, спектакля "Клаудия" по роману Роуза Франкена.

фото Ольги БаклановойУйдя из кино, актриса сосредоточила своё внимание на театре. После небольшой роли в спектакле "Безмолвный свидетель", актрису можно было увидеть сразу в трёх постановках — "Гранд-отель", где она исполнила роль Грушинской, "Двадцатый век" и "Кот и скрипка". Однако успешной все же театральную карьеру Ольги Баклановой нельзя назвать. Актриса посещала с гастролями Лондон, ездила в тур по Америке, пела в ночных клубах и знаменитом нью-йоркском ресторане "Russian Tea Room", то есть в "Русской чайной".

Об Ольге Баклановой вновь заговорили в середине 60-х: из забвения была извлечёна картина "Уродцы". Актриса дала интервью известному британскому киноисторику Кевину Браунлоу, снявшему несколько документальных фильмах о звёздах немого кино, и автору серии книг об актёрах прошлых лет Джону Кобалу.

Личная жизнь

В 1922 году Ольга Бакланова первый раз вышла замуж за адвоката Владимира Цоппи и в 1923 году родила от него сына.

Получив в феврале 1929 года развод от Цоппи, актриса в марте этого же года второй раз вышла замуж за не слишком удачливого русского актёра – эмигранта Николаса Сусанина. В 1939 году супруги официально развелись.

21 сентября 1931 года, Ольга Бакланова получила американское гражданство.

В начале 1940-х Ольга Бакланова вышла замуж за Ричарда Дэвиса, владельца нью-йоркского театра "Fine Arts Theatre". Она продолжала успешно играть на сцене театра мужа, хотя Дэвис и настаивал на обратном. И только в 1947 году она ушла в отставку, на этот раз уже навсегда.

На закате жизни актриса переехала в Швейцарию, в город Веве, где в возрасте семидесяти восьми лет скончалась 6 сентября 1974 года. Так ушла из жизни легенда русского немого кино, кинозвезда Голливуда 20-30-х годов.

Автор - Екатерина ТУР

Использованные материалы:
"Ольга Бакланова", материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Энциклопедия Кино Кирилла и Мефодия, версия 2002 г.