Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Бабочкин Борис Андреевич_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

БАБОЧКИН
Борис Андреевич

18 января 1904, Саратов - 17 июля 1975, Москва.

Народный артист СССР (1963)
Лауреат Государственных премий СССР (1941 г., за участие в фильме "Чапаев", 1951 г., за участие в фильме "Великая сила", 1977 г., за участие в фильме "Бегство мистера Мак-Кинли")

Детство

Судьба Бориса Бабочкина обозначилась рано: в три года, когда мать читала Пушкина, он приходил в невероятное волнение, раскачиваясь и прыгая в своей деревянной кроватке в такт волшебным звукам стиха. А в четыре испытал первый "актерский" успех, выступая со старшим братом Виталием на праздниках новогодней елки в Саратове, Покровской слободе и на станции Красный Кут, где тогда работал на железной дороге их отец. Маленькие "гастролеры" читали Некрасова: Борис - "Дядюшку Якова", Виталий - "Генерала Топтыгина". И с того времени, писал впоследствии Борис Андреевич, "чувство этого счастья, когда твоему искусству, твоей теме... подчиняются люди чужие, посторонние, взрослые и маленькие... - мое высшее счастье".

В детстве же сформировалось и направление интересов, продиктованное всей атмосферой семьи, демократическими идеалами матери и ее сестер - сельских учительниц: Пушкин, Некрасов, Толстой. Закономерно к этим именам позже прибавились Островский, Горький, Чехов, Шолохов.

Революция

Ему шел тринадцатый год, когда свершилась Октябрьская революция. Тогда взрослели рано, и в пятнадцать лет комсомолец Борис Бабочкин уже служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта, той самой армии, в состав которой входила 25-я Чапаевская дивизия. Он навсегда запомнил командарма Авксентьева, комиссара штаба армии Макарова, рядовых бойцов...

Позже, еще не успев перешагнуть за третий десяток, сыграет Бабочкин Чапаева в великом фильме. В статье "30 лет спустя" он пишет: "То, что я не встречал живого Чапаева, мне кажется чистой случайностью... И если я не знал Чапаева, то скольких таких же или очень похожих на него командиров я знал!" А в других записях сомневается: "Может, я и встречал его, только не знал, кто это". Впрочем, какое это имеет значение? С полным правом Борис Андреевич утверждал: "Я пел те же песни, которые пел Чапаев, я знал тот простой и колоритный язык, на котором тогда говорили, я умел носить папаху так, чтоб она неизвестно на чем держалась. Одним словом, мне не нужна была творческая командировка, перед тем как начать работать над ролью".

Первые шаги в искусство

В то бурное время становления Советской страны Борис Андреевич, по его собственным словам, "раздирался натрое": надо было кончать школу, а его захватывает жизнь, он "страстно-самозабвенно" окунается в политическое кипение, он "беспрерывно митингует". А еще существует театр, жжет душу мечта о нем... И вот наконец решение принято. Проходя с товарищем по классу Сергеем Мышкиным мимо бывшей саратовской гимназии Добровольского, где шли экзамены в драматическую студию, Борис одалживает у друга его хорошо сшитый синий пиджак и по парадной каменной лестнице поднимается в зал, где заседает приемная комиссия. В качестве экзаменационного отрывка Бабочкин выбирает "Фею" Максима Горького. Результат был блестящим: подростка приняли сразу же на старший курс, в так называемый сценический класс. Там занимались люди значительно более взрослые, чем он, в том числе молодые артисты городского театра. В этой студии занимался и старший брат Бориса Виталий, до того уже игравший на сцене.

В Москву

Но пробыл в студии, руководимой Александром Игнатьевичем Каниным, Борис Бабочкин недолго. Александр Игнатьевич дал ему рекомендательное письмо к В.И. Немировичу-Данченко, не зная в Москве никого и ничего, кроме того, что там, именно там, "делается настоящее искусство", в солдатской шинели и грубых солдатских сапогах Бабочкин уезжает в столицу за сказочной Синей птицей подлинного творчества.

Ему было тогда шестнадцать лет. Шел август 1920 года, Москва голодала.

Письмо, написанное Каниным, Борис Андреевич показал Немировичу-Данченко только в 1940 году, когда уже был народным артистом республики, а за свою деятельность художественного руководителя Большого драматического театра в Ленинграде был удостоен высшей награды страны - ордена Ленина. То что Бабочкин не передал в свое время письмо Немировичу-Данченко, не случайность, а проявление характера. Никаких поблажек для себя этот человек не искал с юности, ничего, что имело бы отношение к "знакомству", он не терпел. В трудностях закаляется характер, считал он, и доказывал это своей жизнью.

Поступив в Москве сразу в две театральные школы - к тогдашнему кумиру столицы Михаилу Чехову и в студию "Молодые мастера" к Иллариону Николаевичу Певцову, он в конце концов выбирает себе в учителя последнего, хотя до последних дней считал Чехова гениальным актером. В рафинированной, насыщенной чуть ли не мистическим обожанием руководителя (который, кстати, не слишком много внимания уделял своим воспитанникам) чеховской студии с ее отгороженностью от жизни, с ее келейностью молодой саратовец выделялся не только солдатской шинелью и прямодушием, но и своей неудержимой тягой к правде жизни - к сценическому реализму.

Школа Певцова полностью отвечала его внутренним устремлениям. Иллариона Николаевича, с которым он много играл в Ленинградском академическом театре драмы имени Пушкина и встретился также на экране (в "Чапаеве" Певцов играл полковника Бороздина), Бабочкин считал своим учителем - "навсегда, на всю жизнь".

Очень важным для всего последующего творческого пути Бориса Андреевича был его первый профессиональный сезон - летом 1921 года все "молодые мастера" во главе с Певцовым, преподаватели студии, а также некоторые приглашенные на этот летний сезон артисты играли в Иваново-Вознесенске. Борис Андреевич работал там вместе со старшим братом - Виталий Бабочкин, актер большого дарования, много обещавший в будущем, вскоре умер от тифа.

Начало театральной деятельности

Затем была работа в театрах Москвы, которую сменили сцены Костромы, Воронежа, Могилева, Самарканда... Бабочкин уехал из Москвы, чтобы как можно больше играть. Он бросился в актерскую жизнь, как в море, считая, что каждодневное общение со зрителем выковывает и закаляет актера. За пять-шесть лет он сыграл более 200 ролей - крупных и эпизодических, главных и второстепенных. Именно тогда он понял, что такое "жить в роли" - жить ролью, то есть полностью "влезть в шкуру" человека, которого играешь.

1927 год знаменует собой начало очень важного этапа в творчестве Бориса Андреевича: он вступает в пору зрелости своего таланта. Именно в ленинградский период сформируются окончательно направления деятельности и общественных интересов всей жизни Бориса Андреевича: актер и режиссер театра, работа в кино, преподавательская работа, выступления в печати, общественная активность. Скитания по периферийным сценам кончаются, Бабочкина приглашают в Ленинградский театр сатиры.

В 1931 году Бабочкин переходит в Драматический театр Народного дома (позже - Государственный академический театр драмы, ныне Театр драмы им. Пушкина).

Он быстро завоевывает любовь ленинградцев, им интересуется "сам" старик Кугель - знаменитый театральный критик. В Госнардоме Бабочкин создает одну из лучших своих ролей советского репертуара - Сысоева в спектакле А.Д. Дикого "Первая Конная" Всеволода Вишневского. Актеру удалось передать в этом образе всю сумму качеств, обнимающих собой понятие русский характер. Его Сысоев "…был бойцом и патриотом, бунтарем и революционером по духу, человеком гордого достоинства и государственного кругозора… Это было олицетворение революционного вихря и революционной мудрости, народного гнева и народной же веры в счастье".

Бабочкину, создавшему не просто яркий образ, но тип разбуженного к строительству новой жизни человека из народа, сумевшего передать далекую перспективу развития своего героя, шел двадцать шестой год. Уже был очевиден уровень возможностей, ясно направление таланта: тяготение к героике, к крупным масштабным характерам. При этом начисто отвергались внешние приемы "укрупнения", всяческая патетика и поза. Масштаб образа складывался из масштаба мысли и чувства воплощаемого человека, которому актер отдавал себя без остатка. Именно эти качества Бабочкина-художника и привели его к победе в "Чапаеве".

Первые роли в кино

Начиная с 1927 года, Борис Бабочкин снялся более чем в 25 фильмах.

Первой "настоящей" ролью Бориса Андреевича в кино был комбат Караваев в фильме С. Тимошенко "Мятеж" по повести Дм. Фурманова. Она не принесла актеру никакого удовлетворения: существовавший тогда в немом кинематографе взгляд на актера как на "кинонатурщика", некое подобие марионетки, управляемой режиссером, подход к исполнителю как к типажу были принципиально чужды Бабочкину.

Всю жизнь, с самых первых шагов в искусстве он признавал - и боролся за него - только то актерское творчество, которое было не пассивным, но смелым, самостоятельным, идейным. Он категорически не принимал типажный кинематограф, доказывая в своих выступлениях, как письменных, так и устных, что стремление к внешнему правдоподобию подрезает актеру крылья, ведет к иллюстративности и унылому натурализму.

Несмотря на неудовлетворение молодого актера от первых встреч с кинематографом, он еще несколько раз пробует себя в искусстве экрана и, когда оно обретает голос, становится звуковым, снимается в роли Макара Бобрика в фильме режиссера В. Корша-Саблина "Первый взвод". В этой работе Бабочкин находит собственный метод создания экранного образа, его уже не смущает кинематографическая специфика.

"Чапаев"

Но поистине творческой вершиной и взлетом всенародной славы артиста стала роль Василия Ивановича Чапаева в фильме братьев Васильевых "Чапаев" (1934; Сталинская премия, 1941). Фильм становится триумфом нового этапа развития советского кино и приносит всемирную известностность исполнителю. Впервые в советском, да, пожалуй, и в мировом кинематографе актер становится полноправным соавтором фильма. В 1935 году Борису Андреевичу "в связи с представлениями Центральных исполнительных комитетов союзных республик и многочисленными ходатайствами общественных организаций" было присвоено высшее тогда почетное звание - звание народного артиста республики. Он становится самым молодым народным артистом страны.

Экранный образ знаменитого красного командира Гражданской войны вытеснил реального исторического Чапаева благодаря исключительной яркости и блеску актерского исполнения. Чапаев у Бабочкина - и уникальная индивидуальность, и тип человека революционной эпохи и русского национального характер; он одновременно и талантливый военачальник, и атаман ватаги, мудрец и невежда, сильный и беззащитный, и вместе с тем - деспот, фанфарон, поражающий причудливым сплавом различных качеств. Живость и обаяние образа, воплощенного Бабочкиным, сделало Чапаева истинно народным героем, персонажем поистине фольклорным, героем притч и анекдотов.

Чапаев - роль всей жизни талантливого русского актера Бориса Бабочкина, его профессиональное счастье, его профессиональный подвиг. Фотографии, хроника свидетельствуют: герой и исполнитель мало похожи. Однополчане, даже родной сын утверждали: "похож". Это было сходство внутреннее, сущностное, не внешнее и не дарованное природой, а завоеванное талантом, мастерством, трудом актера.

Дочь Бориса Андреевича - Наталья Борисовна Бабочкина: "О зрительской любви к "Чапаеву" тут нашему поколению и говорить нечего. А молодежь если и не видела этого фильма, то хотя бы слышала о нем. Но сама роль Чапаева неоднозначно сказалась на творческой судьбе Бориса Андреевича. Как-то в одной из передач радио "Свобода" американские критики отметили "страстность и эмоциональность" героя, считая, что "Чапаев представляет собой лучшее, что было в революции". А мне кажется, что слово "революция" можно заменить другим понятием. Бабочкин воплотил характер истинно народного героя, рожденного защитить людей от бед и несправедливостей, не жалеющего себя ради других. О Бабочкине-Чапаеве Андрей Тарковский говорил так: "Весь он как бриллиант, где каждая грань контрастирует с другой, из чего и вырастает характер, ...герой-человек, и в этом его бессмертие".

Театр. Актер и режиссер

В 1937 году Борис Андреевич переходит в Большой драматический театр имени Горького уже не только как актер, но и в качестве режиссера (первая его постановка "Нора" Ибсена в Академическом театре драмы имени Пушкина относится к 1936 году и была посвящена памяти И.Н. Певцова).

В 1938 году Бабочкин назначается художественным руководителем БДТ. Он ставит ряд спектаклей, ставших событием в театральной жизни: "Кубанцы" В. Ротко, "Дачники" Горького, "Царь Потап" А. Копкова, "Волк" Л. Леонова.

В 1940 году Бабочкин переезжает из Ленинграда в Москву и вступает в труппу Театра имени Евг. Вахтангова.

С 1943 года начинается самый "пестрый" период жизни артиста, даже напоминающий географической подвижностью время его скитаний по театрам страны в ранней молодости. Он играет Огнева у вахтанговцев во "Фронте" А. Корнейчука; его постановкой "Бранденбургских ворот" М. Светлова открывается в Москве Театр-студия киноактера.
В 1948-1951 годах - Бабочкин - актер и режиссер Государственного академического Малого театра, в 1952-1953 годах - главный режиссер Московского театра им. А. С. Пушкина.

Год проводит в Болгарии, выпуская на сцене Болгарского народного театра имени Ивана Вазова один за другим три спектакля: "Разлом" Б. Лавренева, "Дачники" М. Горького и "Лейпциг-33" Л. Компанейца и Л. Кронфельда. Он также много занимается воспитанием творческих кадров театра и кино Болгарии.

Последний, почти в четверть века, наверное, самый известный отрезок жизни Бабочкина связан с Государственным академическим Малым театром. С 1955 года он вновь возвращается туда режиссером.

Кино после "Чапаева"

В 30-е - 40-е годы Бабочкин много снимается в кино. Самая заметная довоенная роль после "Чапаева" - большевик Андрей в фильме "Подруги" (1935).

22 июня 1941 года застает его в Риге, где вместе с режиссером С. Тимошенко он снимает фильм "Мертвая петля" о знаменитом летчике Сергее Уточкине, которого сам и играет (съемки, прерванные войной, затем не возобновились).

Всю Великую Отечественную войну, не считая поездок в осажденный Ленинград, Борис Андреевич не расстается с кинематографом. В годы войны он снимается в центральных ролях в пяти полнометражных фильмах. Это Молдавский в "Обороне Царицына" Васильевых (1942); инженер Родионов в "Непобедимых" С. Герасимова и М. Калатозова (1942); майор Марков в "Актрисе" Л. Трауберга (1943); генерал Огнев в ленте "Фронт" Васильевых (1943); председатель колхоза Иван Выборнов в "Родных полях" (1945).

"Родные поля" были режиссерским дебютом Бабочкина в кино. Вместе с А. Босулаевым он поставил картину на "Мосфильме", просто и мужественно рассказав в ней о жизни подмосковной деревни в военное лихолетье. По определению Ю. Нагибина, картина эта стала "одной из лучших кинолент о советской деревне".

Надо вспомнить, что и первый советский боевой агитфильм снят с участием Бориса Андреевича. Это короткометражная картина "Чапаев с нами" режиссера В. Петрова. Съемки шли под Ленинградом, в Озерках, когда над головами членов съемочной группы "буквально летали фашистские самолеты".

К числу фильмов, посвященных Великой Отечественной войне, примыкает и поставленная Борисом Андреевичем на "Мосфильме" "Повесть о "Неистовом"". Вышедшая на экраны в 1947 году, картина показывала героический труд команды эскадренного миноносца "Неистовый", несшего патрульную службу по защите от фашистов транспортных судов союзников на самом севере нашей Родины.


Из поздних актерских работ Бабочкина выделялись телевизионные экранизации "Скучной истории" по Чехову (Николай Степанович, 1968), "Плотницких рассказов" по В. И. Белову (Алеша Смолин, 1972). В последних своих работах Актер продемонстрировал широту диапазона таланта, мастерство перевоплощения (фильм-спектакль "Дачники", "Бегство мистера Мак-Кинли").

За исполнение роли Сэма Боулдера в фильме "Бегство мистера Мак-Кинли" (1975) Борис Андреевич в 1977 году был посмертно удостоен Государственной премии СССР.

Педагог

Много лет жизни отдал Борис Андреевич воспитанию творческой молодежи. Сначала, в конце 30-х годов в Ленинграде, и студии при Большом драматическом театре имени Горького, затем в течение многих лет (начиная с 1944 года) преподавая во ВГИКе. Однажды перед встречей с новым курсом будущих киноактеров он записал в дневнике, размышляя об актерской профессии: "Искусство берет всего человека, целиком... Ему нужно отдать всю жизнь". Он подтвердил эти слова своим существованием. Бабочкин был рыцарски предан своему делу и не прощал какого-либо неуважения к своей профессии. Не переносил несерьезного отношения к делу, не прощал актерам небрежности речи, непродуманности, приблизительности мысли, стертости формы.

Его студенты обожали своего учителя. Вот как о нем отзывается одна из его учениц – актриса Наталья Богунова: Богунова: «Я боготворила Бориса Андреевича Бабочкина, я его боготворила он творил чудеса, он просто, по-моему, оборотень был. Он играл перед нами спектакль, например "Достигаев и другие", - от Сашеньки, до игуменьи и все роли один в сером костюме, ничего не снимая. Это меня настолько поражало, его перевоплощения дар, и потом я никогда не видела, чтобы человек так перевоплощался, играя один спектакль так мастерски».

Заключение

Светлоглазый, быстрый, удивительно пластичный и изящно сложенный, Бабочкин до самых последних дней оставался по-юношески увлекающимся, влюбленным в жизнь. Он весь загорался, вспыхивал радостью при встрече с настоящим произведением искусства, талантливой работой своих товарищей по сцене и экрану или с удачами своих учеников, читая хорошую книгу или увидев на вернисаже интересную картину. Он умел смеяться до упаду и грустить, сочувствуя другому человеку. Каждой своей работе он отдавался самозабвенно. Но полная душевная отдача сочеталась у него с трезвым логическим анализом. Недаром вслед за И.Н. Певцовым любил повторять он пушкинские слова: "Поверил я алгеброй гармонию". Въедливая логика ума определяла не только его актерскую работу, но и подход к режиссуре: никакой предвзятости, верность тексту и авторской мысли. И при всей неожиданности трактовки его режиссерский замысел всегда был соотнесен с автором - только с ним, а не с модой, не с желанием удивить или развлечь, пощекотать нервы зрителя.

Работая по шестнадцать-восемнадцать часов в сутки, он терзался мыслью, что сделал мало, не отдал людям всего, что мог. "Я хочу умереть стоя", - записал он в своем дневнике. И он - умер стоя, в работе.

Летним жарким днем 17 июля 1975 года недалеко от Малого театра остановилась легковая машина. Борис Андреевич успел затормозить и никому не принес вреда, но не успел принять сердечное лекарство... Он только что отвез в редакцию газеты "Известия" статью о IX Московском международном кинофестивале, только что побывал в Малом театре, где назначил на следующий день встречу с Игорем Владимировичем Ильинским: Борис Андреевич начинал ставить "Чайку" Чехова, и Ильинский должен был в ней играть...

Уже после того, как Бабочкин ушел из жизни, народный артист СССР Андрей Александрович Гончаров написал о его творчестве: "...Он был самым современным актером из всех ныне действующих. Ярость личного, человеческого и художественного присутствия ощущалась в каждой роли. Играл ли он Чапаева, или Суслова, или старого профессора в "Скучной истории", он присваивал себе чувства каждого героя полностью и с такой личной эмоциональной силой, мощью духовности существовал в каждой роли, как может только великий актер. Все... говорили о полноте бабочкинского перевоплощения. А мне было интересно, как Бабочкин присутствует в роли безотносительно к взятой им степени характерности. Именно узнаваемость Бабочкина была поразительна". А народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов считал, что "…с таких людей, как Борис Андреевич, Станиславский писал свою систему".

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
Бабочкин Б. Без скидок на возраст. Предисловие и составление Н. Бабочкиной. (М.: Молодая гвардия, 1986);
Галина Романова, "Честность художника не достается даром" (Парламентская газета № 517 за 22.07.2000);
"Чапаев" http://www.aktobekino.com;
Наталья Богунова, Программа «Кумиры» http://www.tv-ostankino.ru;
"Борис Бабочкин" http://www.krugosvet.ru