Фото альбом Фильмография: |
РАКСА Родилась 14.04.1941, Польша Заслуженный деятель культуры Польши (1979) Случай Поля Ракса родилась в 1941 году в Польше. Ее детство пришлось на военные годы. После войны Поля окончила школу, поступила во Вроцлавский университет и стала изучать историю родной страны. Периодически девушка выступала в студенческом театре «Каламбур», но серьезных планов на актерскую профессию не строила. И кто знает, как бы сложилась ее жизнь дальше, если бы не случай. Отдыхая в кафе, Поля попала под прицел фотокорреспондента, и вскоре ее фотография попала на обложку журнала «Доокола Швята». На молодую красивую студентку обратила внимание режиссер и профессор Лодзинской высшей школы театра и кинематографии Мария Каневская, приступавшая к съемкам детской картины «Сатана из седьмого класса». Она разыскала Полю и предложила ей роль Ванды, племянницы профессора. Дебют Поли Раксы в кино оказался неудачным. Девушка выглядела в кадре скованной, невыразительной и, потому, не произвела на польского зрителя большого впечатления. Но был и положительный момент. Поля искренне «заразилась» кино и решила круто изменить жизнь. Студенческие годы Поля Ракса поступила в Лодзинскую высшую школу театра и кинематографии. Постигать актерскую профессию она стала с огромным энтузиазмом и упорством, чем покорила ректора Яна Кречмара. Он, категорически выступавший против съемок своих студентов в кино, всегда делал исключение для Поли. Тем временем Поля снималась каждый семестр. Уже на первом курсе она сыграла главную женскую роль - революционерку Марысю Чепулонис - в картине Антони Богдзевича «Действительность». Ее героиня получилась очень милой, но – не более того. Тем не менее, молодая актриса не сдавалась, и удача, в конце концов, пришла. В 1963 году известный польский сценарист Александр Сцибор-Рыльский впервые решил попробовать себя в качестве режиссера. Результатом стала интересная мелодрама «Их день обычный» (в советском прокате - «История одной ссоры»), рассказывающая о проблемах молодой семьи. Поле Раксе досталась роль Гражины, девушки к которой уходит из своей семьи муж. Молодая актриса, наконец, смогла сделать то, что не удавалось ей до этого. Она была органична. Одними глазами она передавала зрителю целую гамму чувств, и это не могло не найти отклик. Позже, к двадцатилетию польского кино журнал «Еkrаn» провел опрос среди молодежи, и Гражина Поли Раксы была названа в числе самых любимых народом персонажей. Казалось, ну вот оно, найдено. В 1964 году Мария Каневская вновь приглашает Полю Раксу на главную роль в свою новую картину «Девушка в окошке», повествующую о событиях в Польше XVII века. Планировалось, что это будет захватывающий авантюрно-приключенческий исторический боевик, а в итоге получился довольно средний фильм. Разочаровала и Поля Ракса. Актрисе не удалось создать полнокровный образ девушки XVII века, в ее манерах зачастую прослеживались современные нотки, что в итоге привело к какой-то неопределенности и недостоверности. Тем не менее, за эту роль, ставшую для нее дипломной работой, Поля Ракса получила твердую четверку. Беата и Хелена Высшую школу театра и кино Поля Ракса окончила в 1964 году. Будущее сулило большие перспективы. В 1965 году ее пригласил в свою историческую картину «Пепел» знаменитый Анджей Вайда. Это ли не удача? К тому же и роль Хелены де Вит, казалось идеально подходит к актрисе. Однако не получилось. Стали говорить о том, что Поле Раксе вообще не подходят «костюмные» роли. Может быть и так, поскольку в том же году она с большим успехом снялась в другом фильме – драме режиссера Анны Соколовской «Беата». В картине «Беата» (в советском прокате - «Вернись, Беата») молодая актриса замечательно сыграла главную роль Беаты Клосович – девушки ушедшей из дома. Фильм, по сути, стал психологическим расследованием причины ухода. Почему Беате столь невыносимо все окружающее, почему она не может жить по этим законам? Роли в советском кино Подлинным триумфом актрисы стали роли, сыгранные ею в советском кинематографе. Режиссер Ростислав Горяев разглядел в молодой польской актрисе Джульетту 60-х годов XX века. В таком ключе ею и была сыграна роль в мелодраме «Ноктюрн» (1966). Пронзительная история любви француженки Иветты и латыша Жоржа на фоне последних дней Испанской республики. Еще более сильной работой актрисы стала роль Зоси в одноименной картине режиссера Михаила Богина «Зося» (1967). Вновь война, и вновь любовь, как доказательство античеловечности кровопролития. Вот выдержка из книги «Актеры зарубежного кино» («Искусство», 1976 год): «Темная, страшная картина ближнего боя. Мелькают руки, ноги, кто-то падает, хрипит. И сразу — светлый, ослепительно яркий день передышки. Река, играющие на солнце капли, теплый песок. И девушка... Сама - словно этот день. Стройная, крепкая фигурка, босые ноги. Как ласкова к ним земля. Как легко идти по тропинкам сада. Вот сорвала с дерева яблоко, надкусила его. Оно сочное, вкусное. Пошла дальше. Да, она знает, что красива, видит, как любуется ею этот симпатичный, но такой робкий парень (Михаил - Юрий Каморный), она спиной, плечами чувствует его взгляд - и еще легче становится ее походка, и ямочки улыбки непроизвольно появляются на щеках. В фильме Зося говорит мало - и необычайно много: глазами, губами, походкой, каждым движением. Как выразительна ее улыбка - в ней то насмешка, то обида, то нежность, то кокетство, то радость, то скрытая грусть». А вот как там же описывается встреча Зоси с комбатом Виктором Байковым (Николай Мерзликин): «У Виктора Байкова по молодости лет - никаких колебаний. Все в жизни ясно. <…> И Виктор начинает: «Бога нет. Это установлено. У нас девушка, вроде Зоси, постыдилась бы ходить с крестиком». О, как изменилось лицо Зоси! <…> Красивая, надменная Зося демонстративно вытащила крестик наружу. И замерла в своем гордом возмущении. Кто-то смеет диктовать ей, как поступать, во что верить, что думать! Какой это сейчас истинно польский характер! Поэтичная, нежная и в то же время сильная, смелая, она кажется одновременно и Зосей Мицкевича и Зосей наших дней». Маруся «Огонек» и другие роли Популярность Поле Раксе в Советском Союзе принесли не только картины «Ноктюрн» и «Зося», но и знаменитый польский телесериал «Четыре танкиста и собака». Конечно же, сериал, рассказывающий о событиях Великой Отечественной войны, а именно об освобождении советскими войсками Польши, был идеализирован и наивен, но среди советских и польских зрителей он имел огромный успех. Особую любовь вызывала героиня Поли Раксы - медсестра Маруся по прозвищу Огонёк – обаятельная, чистая девушка. В сериале «Четыре танкиста и собака» Поля Ракса снималась до 1970 года. Параллельно были и другие, гораздо менее удачные, работы в польском кино: Ханя в картине Марии Каневской «Бич божий» (1967), Мариола Бронска в фильме Станислава Барея «Случай с песенкой» (1969), Кама в фильме Ержи Зажицкого «Погоня за Адамом» (1970) и др. Режиссеры эксплуатировали ее красоту, мягкость и женственность, но предложить серьезного материала не могли. В результате все это терялось в слабых сюжетах и искусственных построениях. После 1970 года Поля Ракса снималась в кино все реже и реже, перейдя на небольшие роли и эпизоды. Игорь BIN Использованные материалы: |