Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1949 Dernier amour (Франция) |
МОРО Родилась 23.01.1928, Париж, Франция Лауреат высшей театральной награды Франции - премии Мольера Детство Жанна Моро родилась 23 января 1928 года. Маленькая Жанна пережила банкротство отца, войну - оккупация Франции гитлеровцами, арест матери, которая была англичанкой и, следовательно, гражданкой государства, враждебного Третьему рейху. Впечатления: желтые звезды Давида, нашитых на одежде ее школьных товарищей, друзья, которые внезапно и навсегда исчезали, «возмущение, страх и гнев», черный рынок и проституция, немецкий солдат, облюбовавшей отель, где жила ее семья... Она называла себя «дитем войны». Свой артистический дар, любовь к театру, музыке Жанна унаследовала от своей матери, английской балерины, танцевавшей на сцене мюзик-холла «Фоли Бержер». Балерина оставила сцену по настоянию мужа, хозяина небольшой парижской гостиницы, целиком посвятив себя семье. В детстве и дочь мечтала о карьере балерины, но потом увлеклась театром. Отец и слушать не хотел о желании дочери посвятить себя искусству. И проявив свой властный характер - строго запретил девушке думать о сцене. «Комеди Франсэз» Увлекшись театром, Жанна поняла, что необходимо преодолевать природную застенчивость и стала упражняться в важном искусстве напора и смелости. С 15-ти лет она посещала курсы актерского мастерства Дени д'Инеса, потом поступила в Консерваторию на отделение драматического искусства. На решение поступать немалую роль сыграло впечатление от «Антигоны» Ануя на театральной сцене. В консерватории девятнадцатилетняя Жанна познакомилась с Жаном Виларом, к тому времени еще не обремененным легендарной славой режиссера, ставшим впоследствии основателем Национального народного театра. В 47-ом году Вилар проводил свой первый театральный фестиваль в Авиньоне, пригласив Жанну в свой спектакль по пьесе Мориса Клавеля «Полуденная терраса». Сценический дебют Жанны настолько был успешным, что она получила приглашение войти в состав «Комеди Франсэз», заметьте, еще до окончания консерватории. Темп, напор и энергичность ее действий не оставляли окружающим времени на раздумья и сомненья. Отец узнал о выборе дочери спустя год, когда та уже стала актрисой «Комеди Франсэз». Что ж, ему пришлось смириться… В Доме Мольера Жанна дебютировала в роли Наташи в спектакле «Месяц в деревне» по произведению И. Тургенева, постановку которого осуществлял Жан Мейер. Третий театральный сезон в этом театре Жанна встретила уже знаменитой. Молодая актриса за четыре года работы в «Комеди Франсэз» без всякой ученической робости сыграла немало ролей классического репертуара. Из театра в кино и наоборот С театром ей повезло сразу. Начало же кинематографической карьеры актрисы совпало со временем, когда прочно было распространено мнение, что актерам театра противопоказано сниматься в кино. Ставка делалась на типажи, соответствующие новоявленным канонам. В моде были блондинки - счастливая кинематографическая пора обворожительной Мартин Кароль и смешливой, озорной Дани Робен. Дебютировала Жанна Моро в криминальной драме Жака Беккера «Не прикасайтесь к добыче» (Touchez Pas Au Grisbi, 1953), где ее партнерами были легендарный Габен и начинающий Лино Вентура. Моро играла роль танцовщицы из кабаре Жози - коварной любовницы, которая продала своего дружка и столкнула двух матерых гангстеров. В том же году она снялась в «Жюльетте» (Julietta, 1953) Марка Аллегре. В этой изящной комедии героиня Жанны, взбалмошная, откровенно антипатичная в своих капризных выходках невеста обходительного адвоката, в уже изначально заданных правилах игры была обречена на поражение в борьбе за сердце жениха с неожиданно появившейся соперницей - восторженной, очаровательной Жюльеттой, героиней Дани Робен. А год спустя Жанна Моро сыграла роль Маргариты Наварской в «Королеве Марго» (La Reine Margot) Жана Древиля. Моро появлялась в десятках картин, где ее партнерами выступали такие звезды как Жан Марэ и т.д. Однако из ряда лент раннего периода можно выделить лишь первый дебют. Кинематограф поначалу не находил достойного применения молодой актрисе, у которой уже за плечами были сложнейшие сценические образы в пьесах Корнеля и Клейста, Кокто и Теннеси Уильямса. Тем временем перед независимой и талантливой Жанной по-прежнему открывались блестящие театральные перспективы. Жанна Моро перешла из «Дома Мольера» в национальный Народный Театр. «Когда спустя четыре года Вилар позвал меня в свой театр, - рассказывает Моро, - я покинула «Комеди Франсэз» не задумываясь, хотя это вылилось в настоящий скандал и даже судебную тяжбу». В театре Жана Вилара не было «звезд», деления на статистов и премьеров, здесь даже Жерар Филипп был лишь первым среди равных. Раскрывая свой творческий потенциал, актриса не вверяла его, кроме себя, никому. Или почти никому. «Новая волна» 50-ых Отыграв добрую дюжину экранных ролей в малобюджетных триллерах, Жанна Моро в середине 50-х привлекла к себе внимание молодых режиссеров французской «новой волны». В весенний день 1957 года, начинающий кинорежиссер Луи Маль увидел Моро на театральной сцене в роли Мэгги в «Кошке на раскаленной крыше» по Теннеси Уильямсу. Актриса понравилась ему, и зашел разговор о возможном ее участии в фильме «Лифт на эшафот». Жанна Моро рассказывает, что когда ее импресарио узнал о ее согласии сниматься в фильме Маля, он счел ее безумной: «Вы, известная актриса, связываетесь с мальчишками, у которых нет ни имени, ни денег?!» Но за загадочной улыбкой и восхитительными глазами стояла актриса с тонким чутьем, чутьем влюбленной женщины и природным умом, что позволило Моро посмотреть на режиссера, как представителя «новой волны» на шаг вперед. Ради работы с Луи она отказалась от главной женской роли в «Спартаке» Стэнли Кубрика. Она поверила в Мужчину, и он раскрыл в ней не только потенциал актерского мастерства, он увидел в ней женщину. После кинопроб для этих фильмов, операторы просили Маля «не портить ей карьеру». «Дело в том, что Жанна была не фотогенична, - рассказывал режиссер, спустя много лет, - пришлось наложить много грима и сделать дополнительное освещение. Однако скромные технические средства и небольшие возможности грима позволили Моро проявить свои главные актерские качества: она могла казаться почти уродливой, а через десять секунд превратиться в чертовски привлекательную женщину. Но при этом все время оставаться самой собой». В недавнем интервью, актриса поделилась с нами, возможно одним из самых сокровенных ее переживаний: «Моя любовь к Луи Малю была глубокой, хотя, следует сказать, что между режиссерами и актрисами всегда существуют какие-то чарующие, пленительные отношения... Когда режиссер монтирует фильм, он постоянно видит мелькающим перед его глазами одно и то же лицо. Вот почему связь с актрисой должна быть очень сильной, чтобы режиссер оставался, возбужден и увлечен ею в ходе этой одинокой монтажной работы. Он становится одержимым, но не женщиной, а лентой. Это не имеет ничего общего с сексом. По крайней мере, не в тот момент». Вслед за ролью Флоранс в картине «Лифт на эшафот» Жанна Моро снялась еще трех картинах Луи Маля: «Любовники» (Les Amants, 1958), «Блуждающий огонек» (Le Feu Follet, 1963) и «Вива, Мария!» (Viva Maria!,1965). Успех двух первых картин Маля принес ей титул одной из самых известных актрис Франции. «На дистанции становиться очевидным масштаб» Раньше режиссеры видели Моро, как, образ, движущий сюжет, в котором искусство актрисы сводилось лишь к искусству иллюстратора. Героини первого были внешне достаточно привлекательными, но внутренне абсолютно пустыми. Когда Жанна снялась в шедевре Франсуа Трюффо - «Жюль и Джим» (Jules Et Jim, 1962), режиссер сказал о ней: «Среди тех актрис, кто имел в кино хоть какое-нибудь имя, Моро была единственной, способной сыграть роль, требующую и властности и смирения одновременно». А позднее у него же в фильме «Новобрачная была в черном» (La Mariee Etait En Noir, 1967). Франсуа Трюффо благодаря Жанне открыл для себя Ингмара Бергмана и полюбил вкус шампанского. «Меня окружают только молодые люди, так уж, получается, - рассказывала хриплым, прокуренным голосом великая актриса. - Я как будто притягиваю к себе молодых актеров и режиссеров. Знакомлюсь с ними на различных фестивалях, где заседаю в жюри. Может быть, они слетаются на меня, потому что чувствуют, что я по-прежнему молода сердцем. Между прочим, когда я познакомилась с Трюффо, он тоже был моложе меня. И Луи Маль - на целых семь лет. Странно об этом думать сейчас, когда ни того, ни другого давно уже нет в живых. Но много лет назад и эти великие классики были новичками. А меня всегда интересовали энтузиазм и энергия творчества. На дистанции становиться очевидным масштаб». Мастера поистине «новой волны» вместе с очаровательной, серьезной, самобытной, немногословной, невозмутимой и загадочно красивой Жанной Моро принесли с собой на экран дыхание подлинной жизни, натуральность человеческих страстей, взорвавших рутинное течение национального кинематографа. Детская непосредственность и смелость те качества, которые помогли Жанне открыть вместе новичками мировой классики «новое» миру кинематографа. А духовные откровения героинь зрелой Моро - «Любовников» и «Лифта на эшафот», «Ночи» и «Жюля и Джима были настолько непредсказуемыми и поразительными, что на актрису обратили внимание режиссеры мирового уровня. Жанна в Мировом кино Жанна
Моро стала символом независимого французского кинематографа. Ее с удовольствием
снимали все ведущие французские режиссеры, такие как Клод Шаброль, Франсуа Трюффо,
Жан Люк Годар. Говорят, Лукино Висконти предлагал ей роль Нади в своей картине
Рокко и его братья, но Жанна отказалась. Питер Брук снимал ее с Ж-П. Бельмондо
в «Модерато кантабиле» (Moderato Cantabile, 1960), за эту роль Жанна получила
Приз на МКФ в Канне. М. Антониони - в «Ночи» (La Notte, 1961), в этой картине
е партнер Марчелло Мастроянни, Луис Бунюэль - в «Дневнике горничной» (Le Journal
D'une Femme De Chambre, 1964), Орсон Уэллес - в «Процессе» (The Trial, 1963) и
«Фальстафе» (Falstaff, 1966). Жанна Моро всегда относилась с нескрываемой иронией к ярлыкам, вроде «Новая Грета Гарбо», «Наследница Бэтт Дэвис» или чаще всего произносимому - «современная femme fatale». Один французский журналист назвал Моро «самой привлекательной некрасивой женщиной в мире», и этот необычный эпитет дает пищу для размышлений. Позволю себе выразить мнение: Жанна Моро сильно способствовала изменению представления национального кинематографа об идеале женской красоты, которые непосредственно вошли в русло эволюционного развития кино, все более ценящего красоту без ретуши и макияжа. «Не случайно почти одновременно с Моро кинематограф открыл интерес к таким актрисам, как Эммануэль Рива, Анни Жирардо, Роми Шнайдер, - отнюдь не ослепительным красавицам, блеск которых нечто вроде перманентного глянца на непроницаемом жизненным обстоятельствам лице». Естественная красота более человечна, а значит и содержательно, как целый неведомый мир, полный движений, разнообразных проявлений. Моро стала личностью на экране в зрелом возрасте, и ее настоящая красота только тогда оформилась и раскрылась. Ее лицо наполнилось глубиной, опытом, все пережитое наложили на него характерные, резкие черты усталости. Именно в зрелом возрасте в Жанне раскрылось обаяние женственности. О созданном Жанной Моро образе главной героини в фильме Жана-Луи Ришара «Мата Хари, агент Н-21» Франсуа Трюффо, написавший сценарий ленты, сказал: «Именно такой я всегда и представлял себе Мата Хари. Жанна великолепно убеждает, что и шпионка в первую очередь женщина, которая не лишена соблазна увлечься мужчиной, красивыми нарядами, сладостями и прочими радостями жизни». «Подлинная история голландки Маргарет Зелле, гораздо более известной под именем Мата Хари, - некоронованной королевы шпионажа, талантливо совмещавшей агентурную деятельность на две враждующие секретные службы с экзотической страстью к ритуальным танцам». «Свет» - попытка Моро разобраться в природе успеха Именно Уэллс («единственный из моих друзей, Трюффо был против!») вдохновил
и поддержал стремление Моро испытать себя в режиссуре, и в 76-м актриса заканчивает
наполненный автобиографическими деталями фильм «Свет» (Lumiere, 1976). Режиссерский дебют Жанны Моро - фильм «Свет», поставленный в 1976 году и в том же году показанный на неделе французского кино, погружает в атмосферу игры, столь близкую и знакомую Моро. Это ее первый фильм, по собственному сценарию, рассказывает историю актрисы, которая вынуждена заводить романы с режиссерами для того, чтобы продолжать свою работу в кино. Жанна сама исполнила и главную роль Сары «Из всех возможных видов славы наименее обманчива та, которую испытываешь сам, - писал Альбер Камю в «Мифе о Сизифе». - Актер, стало быть, выбрал себе бесконечную славу, которая заставляет посвятить себя ей и ее испытывать». Актер - по Камю - наиболее полное воплощение «человека абсурда», отдающего «фантомам собственную кровь», но это-то и делает его «великим живущим». Жанна Моро в «Свете» играет эту одержимую веру в победу творца перед неумолимостью времени» «Голливудский подросток» Некоторое время Моро проводит в Голливуде - она живет в Беверли Хиллз и вместе с писательницей Генриеттой Елинек готовит свою вторую режиссерскую работу – картину «Девушка-подросток» (L'adolescente, 1979). Замысел «Девушки-подростка» родился у Жанны Моро в Соединенных Штатах, где актриса, выйдя замуж за известного голливудского режиссера Уильяма Фридкина, на несколько лет бросила якорь. По словам Жанны Моро, ее собственная режиссура была связана с амбициями. «Я поняла, что мой талант не столь велик, как амбиции. Я бы не стала утверждать, что нынешние режиссеры хуже или лучше прежних. Они - другие, потому что другим стало кино. Раньше кино было фабрикой грез, теперь стало фабрикой кошмаров. В 60-е годы, когда еще работали Уэллс и Кокто, режиссеры ставили вопрос: что такое любовь, что такое женщина? Теперь мужчины любят мужчин, женщины женщин. Мы выпали из традиции, из-за открытого секса нет места фантазии», - призналась зрелая Моро. Жанна Моро никогда не оспаривала зависимость своей профессии, не считала фильм своей собственностью, оспаривают зависимость своей профессии, не навязывала постановщику свою систему эстетических ценностей («впрочем, если бы это было так, вряд ли Фильмография актрисы была насыщена столь крупными режиссерскими именами»). По мнению Моро, подчинение режиссерскому замыслу и есть для актера наиважнейшая задача, ибо «настоящие режиссеры всегда точно знают, чего хотят, даже тогда, когда отклоняются от первоначального замысла или постоянно импровизируют на съемочной площадке». Настоящий режиссер, замечает актриса, лучше всего помогает работе актера тем, что создает вокруг себя зажигательную творческую атмосферу. Объективно здесь многое зависит от темперамента постановщика и его метода работы. Для Моро «ураганный стиль Орсона Уэллса, который заряжал всех своей безумной энергией, лавиной страстей, который играл сам за всех персонажей», в этом смысле кажется идеальным». «Вопрос профессионального и человеческого долга» В 1980-м актриса возвращается в Европу - играет в театре и снимается в нескольких заметных ролях в фильмах Лоузи и Фассбиндера, считавшего Жанну Моро абсолютным воплощением Женственности. В Голливуде Моро снялась в фильме Элиа Казана «Последний магнат», экранизации одноименного романа Скотта Фицджеральда. С большим успехом выступила она на Бродвее в «Ночи игуаны» по Теннесси Уильямсу, в то же время другой театральный опыт актрисы - в спектакле по пьесе Петера Хандке «Прогулка к озеру Констанс» - был встречен публикой гораздо более прохладно. Расставшись с Фридкиным и окончательно вернувшись во Францию в начале 80-х, Жанна не прерывает своих заокеанских контактов. В 1985 году по заказу американского телевидения она снимает документальную ленту «Портрет Лилиан Гиш» - дань Глубокого уважения своей любимой актрисе. Годом раньше принимает приглашение Витторио Гассмана вести курс актерского мастерства в руководимой им Театральной школе во Флоренции. Об этом она скажет так: «Получив в октябре 1984 года приглашение Гассмана, я очень сомневалась, стоит ли его принимать. Но в те дни от нас ушел Франсуа Трюффо, и тогда я поняла, что это вопрос профессионального и человеческого долга». Россия потеряла Жанну Моро Одна из лучших мировых актрис, в Советском Союзе Жанна Моро долгое время была практически неизвестна. Первое знакомство российских зрителей с мировой звездой состоялось лишь в 1988 году, когда Жанна Моро приехала в нашу страну на Международный фестиваль моноспектаклей. Она блестяще выступила в спектакле Клауса-Миказля Грюбера «Рассказ служанки Церлины», сценической версии одной из глав романа Германа Броха «Невиновные». А два года спустя российский режиссер Рустам Хамдамов пригласил Жанну Моро
в свою картину «Анна Карамазофф» (Anna Karamazoff). «Я никогда не выбирала роли,
я всегда выбирала режиссеров, вернее, это был обоюдный выбор. Для меня кино -
нечто вроде большого совместного приключения с людьми, которыми я всегда восхищалась
как художниками, будь то Луи Маль или Франсуа Трюффо, Луис Бунюэль или Джозеф
Лоузи, Орсон Уэллс или Микеланджело Антониони. Работа с Рустамом Хамдамовым подтверждает
мою мысль. В обоюдном выборе причина того, что я всегда получаю удовольствие от
работы на съемочной площадке. Это та среда, в которой я чувствую себя идеально»,
- признается актриса. Этому поэтическому фильму предрекали настоящий фурор. Один из самых знаменитых продюсеров мира Серж Зильберман, который работал с Куросавой и Бюнюэлем, взялся представить «Анну Карамазофф» в Канне. Все закончилось полным провалом. Дело в том, что Хамдамов отказался от короткой, доступной версии и показал длинную версию со вставками с Еленой Соловей. После этого фильм загадочным образом исчез. Зрители Каннского фестиваля остались единственными, посмотревшими его. «Совпадение судеб» В 2001 году на X ежегодном «Еврейском кинофестивале» в США состоялась премьера фильма Пьера Гримблата «Лиза». Фильм имел большой успех. По словам кинокритика газеты «Монд» Самуеля Блуменфела, «в Лизе Жанна Моро создает потрясающий сердца характер. Это одна из наиболее убеждающих ее ролей за многие годы». По сюжету фильма молодой режиссер, исповедующий Лизу, примиряется с тем, что его родители когда-то пытались скрыть его еврейское происхождение; примиряется и осознает с помощью Лизы, что сделано это было лишь ради того, чтобы уберечь сына от гитлеровских лагерей смерти. Фильм «Лиза» автобиографичен не только для Моро, но и для Гримблата. Недаром он посвятил его своим родителям. В интервью газете «Нью-Йорк таймс» Жанна Моро сказала, что именно это обстоятельство - совпадение судеб - повлияло на ее решение сняться в «Лизе». «Никто не говорил об этом, но девочки приходили в школу с желтыми звездами, а затем исчезали. Ради вызова я и мои друзья тоже стали носить желтые звезды. Учителей и директора школы это приводило в бешенство. Сердился отец. Все они были насмерть испуганы. Мой отец работал в ресторане, на дверях которого красовалась вывеска «Неграм и евреям вход воспрещен». Так что я знакома с антисемитизмом не понаслышке» Великая актриса Творчество Жанны Моро не однократно отмечалось различными призами и премиями. В 1960 году она была удостоена на Международном фестивале в Каннах награды за лучшую женскую роль в ленте «Модерато кантабиле». В 1963 году за роль в ленте «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо актриса получила награду Британской киноакадемии как лучшая зарубежная актриса. Жанна Моро дважды становилась лауреатом высшей французской кинопремии «Сезар». В 1998 году она получила «Почетного Оскара» за многолетнее творчество. Кроме того, правительство Франции удостоило Жанну Моро Ордена Почетного Легиона «За заслуги». А в 2001 году Жанна Моро стала первой женщиной, удостоившейся академического звания. Избрание Жанны Моро в Академию изящных искусств Франции совпало с выходом на экран ее нового фильма «Лиза» и за несколько дней до дня рождения. В 2005 году на Московском международном кинофестивале Жанне Моро была вручена высшая награда - Приз Станиславского. «Я родилась в театре и жила по системе Станиславского. Бессознательно я следовала его предписаниям. Принять этот приз в Москве, которую я люблю, особое наслаждение. Некоторые получают награды с чувством, что все кончено. Я, невзирая на годы, чувствую себя еще школьницей и до конца жизни буду сдавать экзамен», - делилась впечатлениями Моро. Жизнь требует движения У второй десяток лет актриса благополучно совмещает кинематограф с другими видами деятельности – Моро актриса ведет циклы телепередач о живописи (Ее сын Джером Ришар - известный художник), снимает телефильм об американской актрисе Лилиан Гиш, записывает музыкальные диски, председательствует во многих фестивальных жюри, дает курсы драматического искусства. С июня 2004 года во Франции работает киношкола, над открытием которой Моро активно трудилась. «В ней будут открыты двери для молодых мужчин и женщин, уже снявших одну-две короткометражки. Там будут проходить постоянные курсы и мастер - классы по режиссуре, киномузыке, свету, декорациям, костюмам и монтажу» - рассказывает Жанна. Личная жизнь Жанна Моро дважды официально была замужем - за режиссерами Жан-Луи Ришаром и Уильямом Фридкиным. Ее сын от первого брака Джером Ришар - известный художник. Жанна всегда нравилась мужчинам. В нее влюблялись даже друзья ее сына. При этом актриса никогда не делала никаких пластических операций. Да ей они и не были нужны. От Жанны исходит невероятный магнетизм, настоящий французский шарм. А оставаться всегда молодой ей помогает любовь. «Возраст не защищает вас от опасностей любви. Но любовь защищает вас от опасностей старости», - утверждает великая актриса. Елизавета Самышева Использованные материалы: |