Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Рутгер Хауэр_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

ХАУЭР
Рутгер Ольсон
Rutger Oelsen Hauer

Родился 23.01.1944, Брёкелен, Нидерланды

Лауреат Приза «Золотой теленок» (Gouden Kalf) Нидерландского кинофестиваля (Nederlands Film Festival) в категории «лучший актер» (1981, за фильм «Плоть и кровь»)
Лауреат Приза «Золотой Глобус» (Golden Globes) в категории «лучшая работа актера» (1988, за фильм «Побег из Собибора»)
Лауреат Приза «Золотой космический обелиск» Международного кинофестиваля в Сиэтле (Seattle International Film Festival) в категории «лучший актер» (1989, за фильм «Легенда о святом пропойце»)
Лауреат Премии «Рембрандт» (Rembrandt) амстердамского Тучинского театра (1997)
Лауреат Приза «Лучший актер столетия» (Best Actor of the Century) – Голландия, Амстердам (1999)
Лауреат Приза зрительских симпатий на Парижском кинофестивале (Paris Film Festival) в категории «лучший короткометражный фильм» (2001, за фильм «Комната»)

Детство и юность

Рутгер Хауэр родился в 23 января 1944 года в актёрской семье в небольшом голландском городке Брёкелен. Его родители работали в местном театральном колледже: отец, Ольсон Кнет Хауэр, преподавал актёрское мастерство, а мама, Магда Лебиус-Хауэр, вела занятия по курсу драматургии. Благодаря им, Рутгер уже с пяти лет стал появляться на сцене, а в 11 лет состоялся его полноценный дебют – мальчик сыграл в трагедии Софокла «Аякс».

Рутгер рос очень непослушным ребенком: нередко прогуливал уроки, предпочитая им посещение городского парка, а один раз, играя со спичками, поджег копну сена. В пятнадцать лет он сбежал из дома и устроился на торговое судно своего деда. Почти год юноша провел в плавании, побывав в Пакистане, Канаде, Сингапуре, Сайгоне, Персидском заливе. Именно тогда он обнаружил в себе способность к изучению языков. Сегодня Рутгер Хауэр свободно говорит (помимо своих родных голландского и фризского) на английском, немецком и французском языках.

После возвращения домой, Рутгер работал в самых разных местах: был декоратором сцены, автомобильным мойщиком, садовником, сварщиком, плотником, а по вечерам он продолжал получать образование в вечерней школе.

Театр, армия и личная жизнь

В 1962 году Рутгер Хауэр поступил в театральный институт в Базеле (Швейцария). Там он проучился два года, после чего, воспринимая «жизнь как приключение», нанялся солдатом в армию, в десантные войска. Его хватило на два года. Затем Рутгер решил с этим «завязать». Симулировав психическую неуравновешенность, он демобилизовался и вернулся в родной институт. Здесь же в Базеле Хауэр женился. В этом браке у него родилась дочь Айша.

Потом была учеба в актерской школе в Амстердаме, по завершении которой молодой актер был принят в труппу Амстердамского Королевского театра.

В 1967 году Рутгер Хауэр переходит в театр «Noorder Compagnie». С «Noorder Compagnie» Рутгер исколесил всю Голландию. За десять лет работы он принимал участие в спектаклях: «Как вам это нравится», «Трамвай «Желание», «Антигона», «Лысая певица», «Карел», «Лживые тайны», «Любовник», «Похищение», «Наберите «М» для убийства», «Из мышей и людей», «Обыватель и поджигатели», «Физики», «Создатель дождя», «Глухой официант», «Летнее дерево», «Сирано де Бержерак», «Святая Джоан» и др.

Там же, в 1973 году, Рутгер Хауэр впервые попробовал себя в качестве режиссера, поставив две пьесы.

В 1985 году Рутгер Хауэр женился во второй раз. Его избранницей стала талантливая художница и скульптор Инеке, с которой он был знаком много лет. Инеке и стала его любовью на всю оставшуюся жизнь.

Кино. Голландский период

Впервые на экране Рутгер Хауэр появился еще в двенадцатилетнем возрасте. Тогда, в 1956 году, состоялись съемки спектакля «Асмодей» (Asmodee). В 1968 году актер был приглашен на эпизодическую роль в картину «Господин Гаварден» (Monsieur Hawarden), однако в смонтированную версию кадры с участием Хауэра не вошли.

В 1969 году Рутгер Хауэр блестяще сыграл главную роль в сериале «Флорис». Эта роль и стала его полноценным дебютом в кино, принеся актеру первую популярность. А настоящее, всенародное признание пришло чуть позже – благодаря сотрудничеству со знаменитым голландским режиссёром Полом Верховеном.

Впервые Рутгер Хауэр снялся в картине Пола Верховена в 1973 году. Он сыграл роль скульптора Эрика Вонка в драме «Турецкие наслаждения» (по роману голландского автора Яна Волкерса). Картина имела большой зрительский успех и даже номинировалась на премию «Оскар» в категории «лучший зарубежный фильм».

Рутгер Хауэр в фильме Плоть и кровьЗатем последовали другие совместные с Полом Верховеном работы: исторический роман «Кити-вертихвостка» (1975, Хуго), военно-эпическая драма «Солдат королевы» (1977, Эрик Лансхоф), молодежная драма «Лихачи» (1980, Джерри Виткамп). Большой резонанс имела первая англоязычная картина Пола Верховена - историко-приключенческая лента «Плоть и кровь» (1985), в которой Рутгер Хауэр сыграл наемного солдата Мартина. Мартин, после того как был подло обманут знатным бароном, создает свой отряд из отщепенцев и изгоев и ведет с ним непримиримую борьбу.

Именно Пол Верховен открыл в Рутгере Хауэре экранную двойственность облика и сути. Актер удивительно органично сочетал в своих персонажах загадочную внешность и внутреннее смятение, противоборство ангельских и дьявольских сил. Вот как описывает героев Хауэра критик Сергей Кудрявцев: «Верховен считал, что Хауэр, в отличие от другого его протеже Е. Краббе, выражает «светлую сторону естества». Однако с этим можно поспорить, потому что герои Хауэра в лентах «Китти-вертихвостка» и «Лихачи» как раз обманчиво благородны, а на самом деле готовы совершить подлые поступки, а вот беспечные повесы, одержимые бунтари и порой даже внешне отталкивающие типы из фильмов «Турецкие сладости», «Солдат королевы» и «Плоть + кровь» оказываются более великодушными и способными на самопожертвование ради любимой девушки или любимой отчизны».

За роль Мартина в фильме «Плоть и кровь» Рутгер Хауэр был удостоен первой большой награды в своей карьере - Приза «Золотой теленок» Нидерландского кинофестиваля в категории «Лучший актер».

Звезда Голливуда

Популярность актера росла от роли к роли. Параллельно со съемками у Пола Верховена Рутгер Хауэр начинает сотрудничать с голливудскими режиссерами. Его первой голливудской работой стала роль убийцы Вульфгара в картине «Ночные ястребы» (1981) с Сильвестром Сталлоне в главной роли.

Рутгер Хауэр сразу оценил открывающиеся перед ним возможность. Наняв известного репетитора по английскому языку, он избавился от европейского акцента, что позволило ему получать самые разнообразные роли. В течение последующих пяти лет он снялся в ряде очень удачных картин, выведших его в ряд ведущих голливудских звезд. Это, прежде всего, фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы», в котором Рутгер Хауэр сыграл роль «белокурой бестии из будущего» Роя Батти. Замечательный фильм, ставший классикой научной фантастики, умело соединивший в себе элементы зрелищного боевика и философского фильма-размышления.

Рутгер Хауэр в фильме ПопутчикНе меньший успех принес Рутгеру Хауэру мистический триллер режиссера Роберта Хэрмона «Попутчик». При этом, надо сказать откровенно, сюжет картины был достаточно прост и предсказуем. Молодой водитель встречает странного, загадочного попутчика (Рутгер Хауэр), который будет издеваться над ним до конца картины. Очень скоро становится понятным, что страсти будут накаляться до тех пор, пока в финале жертва террора сам не убьет издевающегося над ним жестокого попутчика. Персонаж Рутгера Хауэра был явно «списан» с картин Пола Верховена. Тем не менее, именно «Попутчик» имел большой зрительский успех во всем мире. Да и в России он пользовался огромной популярностью, практически «открыв» нашему зрителю Рутгера Хауэра.

В 1987 году свой дебют в Голливуде намеревался осуществить и Пол Верховен. На одну из главных ролей в фантастическом боевике «Робот-полицейский» он собирался пригласить своего давнего знакомого Рутгера Хауэра. Не сложилось. Режиссер и актер поссорились и больше друг с другом не сотрудничали.

Тем временем, Голливуд продолжал использование внешней, фактурной стороны Рутгера Хауэра, тиражируя удачно найденный образ «антигероя»: Ник Рэндэлл («Взять живым или мертвым», 1987), Ник Паркер («Слепая ярость», 1990), Франк Варен («Обрученные смертью, 1991), Томас Бернс («Игра на выживание», 1993) и др.

Андреас Картак

Попытки уйти от навязанного образа каждый раз оказывались неудачными. Исключение составляет лишь одна, по-настоящему сильная картина замечательного итальянского режиссера Эрманно Ольми «Легенда о святом пропойце» (1988), в которой Рутгер Хауэр сыграл главную роль Андреаса Картака.

Сергей Кудрявцев так описывает этого героя: «Уже в названии содержится намек на многозначность образа Картака, который слишком аристократичен для обычного клошара и пьяницы, спящего под мостами через Сену. Он исполнен внутреннего достоинства, не так празден и глуп, чтобы вовсе позабыть о клятвенном обещании, данном незнакомому богатому прохожему - вернуть одолженные у него двести франков, но в виде пожертвования на воскресной службе в церкви святой Терезы из Лизье. Андреас, не имеющий веры в душе, должен решиться на своеобразный акт покаяния и воздаяния, вступления в лоно церкви, как Храма Господня, и причащения святым символам христианской религии. Изгнанный из рая, настоящий падший ангел может получить второе рождение, воскреснуть заново не благодаря спасительным двустам франков, а лишь по собственному внутреннему побуждению, уверовав в высшую милость, очистившись от мирской суеты. <…> Заурядный алкоголик Андреас Картак одержим, по сути, гамлетовско-фаустовскими мучительными вопросами, которые ему все равно придется решить рано или поздно и, наконец, обрести самого себя, узнать свое подлинное предназначение на свете».

Картина «Легенда о святом пропойце» была высоко оценена специалистами. На Венецианском кинофестивале она получила «Золотого Льва». А Рутгер Хауэр в том же году получил Приз «Золотой космический обелиск» на Международном кинофестивале в Сиэтле.

Сломать стереотипы

Пытаясь уйти от навязанного ему Голливудом образа, Рутгер Хауэр в 90-е годы начинает все чаще сотрудничать с небольшими компаниями. Это, само собой, отразилось на популярности актера в США. Однако в родной Голландии он по-прежнему оставался в числе ведущих актеров. В 1994 году соотечественники шумно отпраздновали пятидесятилетие Рутгера Хауэра, сопроводив его ретроспективой лучших картин. А в 1995 году почтовая служба Голландии выпустила юбилейный набор марок, одна из которых изображала Хауэра в роли из картины «Турецкие наслаждения». В том же 1995 году актер был номинирован на престижную премию «Золотой Глобус» в категории «Лучшая работа актера» за роль штурмбанфюрера СС Хавьера Марча в фильме «Фатерлянд» (Fatherland).

Вторая половина 1990-х годов - новый и весьма удачный период в кинокарьере актера. В эти годы Рутгер Хауэр снимается много и очень разнообразно. Среди его героев: Джон Торнтон в приключенческой ленте Питера Сватека «Зов предков» (1996) по роману Джека Лондона, король Вортигерн в фентезийной ленте Стива Баррона «Великий Мерлин» (1998), злой Охотник в сказке Дэвида Карсона «Десятое королевство» (1999). Большой успех актеру принесла роль мягкого и доброго чтеца поэзии Альбрехта в фильме «Саймон Магус» (1998).

Соотечественники достойно оценили вклад Рутгера Хауэра в голландский и мировой кинематограф, присудив ему в 1999 году звание «Лучший актёр столетия».

Режиссер

В 70-е годы Рутгер Хауэр уже пробовал себя в качестве режиссера на театральной сцене. Рано или поздно это должно было произойти и в кинематографе. В 2000 году он снял короткометражный фильм «Комната» (The Room).Год спустя удачная работа Рутгера Хауэра была отмечена на Парижском кинофестивале Призом зрительских симпатий как «Лучший короткометражный фильм».

В новом столетии

Рутрер Хауэр неоднократно заявлял, что ему не важно кого играть: плохого парня или хорошего, героя или антигероя. Главное для него - магия персонажа. Обладая огромной харизмой, актер наделяет каждый свой персонаж (даже в достаточно слабых картинах) неотразимым обаянием, чем и привлекает многочисленных зрителей.

Рутгер Хауэр в фильме Зеркальные войныВ новом веке Рутгер Хауэр продолжает активно сниматься в кино. Среди его работ: президент Нельсон в драме Джеймса Сила «Обжигающий день» (2002), Себастьян в драме румынского режиссера Богдана Думитреску «Наставник» (2004), Ван Бенинген в драме Тима Диснея «Темпеста: Порочная связь» (2004), детектив Критон в остросюжетном фильме Брайана Хукса «Убить за 75 секунд» (2007), МакАллистер в комедии Эндрю Блэка «Бегущий МакАллистер» (2007) и др.

Снялся знаменитый актер и в российском кинематографе. В шпионском боевике «Зеркальные войны. Отражение первое» (режиссер Василий Чигинский, продюсер Олег Катанец) он сыграл роль Представителя заказчика.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Статьи Сергея Кудравцева в Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия;
Официальный сайт Рутгера Хауэра, http://www.rutgerhauer.org;
Рутгер Хауэр. Биография, http://ru.wikipedia.org;
Хауэр, Рутгер Ольсон. Биография, http://archivsf.narod.ru;
Рутгер Хауэр: «Для меня герой не существует» http://www.rtr-planeta.com
Рутгер Хауэр. Фильмография, http://www.kinopoisk.ru

Rambler's Top100